Формирование УУД у обучающихся с ОВЗ посредством использования практико-ориентированных заданий

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Иванцова Елена Анатольевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

В основу ФГОС для обучающихся с ОВЗ положен деятельностный подход. Основным средством реализации данного подхода в образовании является организация такого образовательного процесса, который обеспечивает познавательную и предметно-практическую деятельность в обучении и создаёт условия для овладения универсальными учебными действиями. В соответствии с поставленными задачами в своей образовательной деятельности использую учебные ситуации, которые способствуют развитию умения находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическим, цифровом), помогают "принимать и сохранять задачи решения типовых учебных и практических задач".

Учебные ситуации в форме практико-ориентированных заданий включаю в предметную наполняемость урока, содержание заданий нацелено на адекватное использование личного житейского опыта обучающихся. Рассмотрим некоторые из них.

Учебная ситуация.
У Андрея Иванова (9 лет) ухудшилось зрение. Врач посоветовал ему ежедневно принимать витамины. Мама купила Андрею в аптеке витамины в конце сентября 2018 года. Прочитай инструкцию и подумай, можно ли мальчику принимать эти витамины.
Инструкция по применению витаминов.
Эффективный и безопасный комплекс витаминов для детей.
Форма выпуска: 30 таблеток.
Состав: содержит 14 витаминов и 5 минералов.
Применение: суточная норма – 3 таблетки, принимать через 4 – 6 часов после еды.
Дата изготовления: декабрь 2017 года.
Условия хранения: сухое, тёмное место, при температуре не выше 25 С.
Срок хранения: 24 месяца.

Учебная ситуация.
В магазине 1 килограмм моркови стоит 30 рублей. Бабушка отправила внука выяснить, где дешевле купить морковь – в магазине или на базаре. Внук узнал все цены на базаре, вернулся домой и рассказал бабушке такую информацию: 1 пакет моркови стоит 25 рублей, пучок моркови стоит 10 рублей, маленькое ведро стоит 100 рублей, большое ведро стоит 150 рублей. Подумай и скажи: можно ли из этой информации понять, где дешевле купить морковь? Какой информации не хватает для ответа на этот вопрос?

Учебная ситуация.
В твой город приехал цирк. Выбери из предложенных вариантов действий самый надёжный источник информации об этом цирке.

  1. Прочитать книгу о цирке.
  2. Узнать адрес места выступления цирка из местной газеты.
  3. Позвонить по телефону и узнать о начале представлений.
  4. Спросить информацию у бабушек на лавочке во дворе.
  5. Прослушать информацию по местному радио.
  6. Найти информацию в учебнике.
  7. Прочитать афишу гастролей цирка.
  8. Услышать рекламу о гастролях в маршрутке.

Учебная ситуация.
Мама пригласила всех на чаепитие с тортом. Каждому в чашку мама налила его любимый напиток: чай с лимоном, чай с молоком, кофе и какао. Какой напиток любит каждый член семьи, если мама любит чай с лимоном, папа не пьёт утром чай, дочь не любит ни чай, ни кофе?
Учебная ситуация.
Твой друг Максим пригласил тебя в кино на 12:00. Ты должен подъехать за 15 минут до начала сеанса. На дорогу до кинотеатра у тебя уходит 25 минут. В какое время ты выйдешь из дома?
Учебная ситуация.
Прочитай стихотворение. Расскажи, о каком космическом теле идёт речь, назови название тела, как можно его найти на небе?
Тот, кто ночь в пути проводит,
Знаю, глаз с тебя не сводит:
Он бы сбился и пропал,
Если б свет твой не сиял. (Б.Тейлор)

Учебная ситуация.
Ты с одноклассниками и родителями собираешься отдохнуть в лесу. На сайте в ИНТЕРНЕТЕ вы нашли такие рекомендации для туристов:
1. Возьмите продукты питания и вещи в минимальной упаковке, лучше в бумажной.
2. Не берите одноразовую и стеклянную посуду.
3. Возьмите хозяйственное мыло вместо стирального порошка, горчицу и соль вместо моющего средства для посуды, спички вместо зажигалки.
4. Возьмите большой пластиковый пакет для мусора.
Объясни, почему туристам не рекомендуется брать с собой стеклянную посуду.

Учебная ситуация.
Какие животные из мультфильмов могут быть отнесены к семейству кошачьих. Обведи буквы ответа
А) Тигруля из Вини-Пуха.
Б) Лев Бонифаций из "Каникулы Бонифация".
В) Енот из "Крошка-енот".
Г) кот Леопольд из "Приключения Леопольда".

Применение учебных ситуаций подобного содержания на уроке вызывает у детей интерес, существенно повышает учебную мотивацию, способствует приобретению нового опыта деятельности и поведения, создает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности обучающихся с ОВЗ.

Литература

  1. "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утвержденный Приказом№1598 Министерства образования и науки Российской Федерации.
  2. Хиленко Т.П. Типовые задания по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. – М., 2014