Игра как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ожегова Наталья Леонидовна, учитель, ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа", Верхний Тагил

Особенности детей с ЗПР - несформированность"умений, навыков, нехватка знаний для прохождения и усвоения школьного материала.

  • Испытывают сложности в произвольной деятельности.
  • Речь детей с ЗПР отстаёт от нормы. Затрудняются составить связный рассказ. Наблюдаются аграмматизмы.
  • Дети склонны к играм, нежели к учебной деятельности.
  • Не понимают целей учёбы, не могут себя организовать.
  • Низкий темп работы.
  • Быстро утомляются.
  • Сложности во взаимоотношениях со сверстниками, с окружающими людьми. 

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.

Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

На своих уроках я учусь уважать незнание и непонимание ребёнка, стараюсь найти их причины. Ведь почти"всегда можно найти способ перехитрить этих упрямцев: не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой. Используя игры, игровые моменты на уроках, создаю условия, необходимые для развития познавательной деятельности.

На уроках литературного чтения дети с удовольствием участвуют в игре драматизации.

Дидактические игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к процессу познания. В ней обучающиеся охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Они помогают сделать любой учебный материал увлекательным.

Дети любят словесные игры – загадки, задачи, предположения. Они помогают усвоить трудные правила и применять их на практике.

Рифмованные упражнения
Жи и ши
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики ,чижи.
Жи да ши, жи да ши
С буквой и всегда пиши.
Лингвистические задания
Угадайте и запишите слово.
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни …..(машина)
Составьте слова из слогов
Ма, на, жи, лы, ши, раф, ка, мы.

Допишите слова
..на, у.., е.., мы.., ..ло.

На уроках математики"использую р. Состоящий логические игры типа "Лото", "Логическое домино", "Трудное путешествие", "Лабиринт"

Логическое лото
Играют в паре. У каждого игрока есть полный набор фигур, состоящий из кругов, квадратов, треугольников разной величины и четырёх цветов: красного, синего, жёлтого и зелёного. Первый ученик кладёт на стол фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от неё только одним каким – то свойством"–формой, цветом или величиной. Если ученик делает неправильный ход, то у него изымается эта фигура. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур.

Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач:

  • расширение объёма информации;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • снижение психических и физических перегрузок.

Наиболее любимы у детей игры-путешествия, которые дают возможность в яркой, увлекательной форме развивать интерес, развивать познавательную активность. Дети с удовольствием отправляются в путешествия на луну, в страну сказок, заколдованный город.

Учиться с интересом, зажечь в глазах каждого своего ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005