Использование педагогических практик на уроках графики и письма как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Атаманова Нина Ивановна, Балтабаева Галина Петровна, учителя, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Формирование коммуникативных умений обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) в образовательном учреждении, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы, это главная проблема для учителя, поскольку от уровня коммуникативных возможностей зависит не только результативность обучения, но и весь процесс социализации.

Л.С. Выготский писал о том, что первоначальной функцией речи является коммуникативная функция, а сама речь - это средство социального общения, средство высказывания и понимания. Одной из причин, препятствующих включению в социум обучающихся с ТМНР, является грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Несформированность коммуникативных умений приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребенка, его личностному росту, задерживает и затрудняет процесс обучения.

Перед нами возник ряд вопросов: какие методические приемы, технологии должны быть использованы для формирования коммуникативных навыков? Какие виды упражнений дают наиболее ощутимые результаты?

Среди авторов, исследовавших эту проблему, можно выделить Г.М. Дульнева, В.Г. Петрову, Н.В. Тарасенко, Г.И. Данилкина, В.В. Воронкову.

В рамках введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) современный урок в специальной (коррекционной) школе определяет цель, которая должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения. Это умение выбрать в образовательной деятельности эффективные методы и приемы обучения; использовать современные технологии, в том числе информационные; сочетать разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока. Программный раздел "Предложение" является "сквозным", концентрическим и изучается с 1 по 10 класс с постепенным углублением знаний о его признаках. Обучающиеся получают теоретические и практические знания по теме. Эта работа проводится совместно с учителем-логопедом. Для активизации познавательной деятельности обучающихся по формированию коммуникативных навыков на уроках графики и письма предлагаем практико-ориентированный тренажер из четырех блоков по данному разделу.

  1. Графическое моделирование (приложение № 1)
    Цель применения: умение использовать знаково-символические средства при моделировании речи.
    Графическая модель помогает наглядно представить смысловую и интонационную законченность предложения, которая применяется на любом этапе уроков различного типа.
  2. Использование "информативных" опор (приложение № 2)
    Применение "информативных" опор на уроке - это формирование умений при выполнении практических и самостоятельных работ; активизация познавательной деятельности; обобщение и систематизация знаний по теме; организация индивидуального и дифференцированного подхода при обучении.
  3. ИКТ - как эффективное средство обучения
    Применение информационных технологий в процессе обучения в школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся с ТМНР, повысить качество знаний. ИКТ способствуют реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса; наполняют деятельность учителя принципиально новым содержанием, созданием эффективной учебно-познавательной среды, в коллективной и индивидуальной форме обучения. В процессе обучения широко применяются следующие способы использования компьютерной техники: демонстрационные и обучающие программы; программные средства тестирования и контроля уровня знаний; информационно-справочные системы; подготовка печатных раздаточных материалов (дидактические карточки для индивидуальной работы); мультимедийное (презентации, учебные видеоролики, видеофрагменты).
    Методическая копилка учителя: презентации - "Предложение. Схема предложения", "Знакомство с предложением"; тесты: "Предложение", "Помоги Незнайке", "Предлоги"; практические задания: "Работа с деформированным предложением, текстом", "Составь предложение по схеме". Таким образом, данный опыт показывает, что использование ИКТ на уроке - это важный результат инновационной работы.
  4. Игровые формы обучения (приложение №3)
    Цель применения: развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся через применение разнообразных игровых приемов обучения.
    Практика показывает, что использование игровых ситуаций способствует активизации речевой деятельности через урок-путешествие, урок-сказку, видео-урок.

Таким образом, научить школьников правильно строить предложение, точно выражать свою мысль - это значит продвинуть детей в использовании речи и помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенью речевого развития - связной речью[1]. У обучающихся достигнута положительная динамика развития устной речи, уровень сформированности коммуникативных умений и навыков, повысилась мотивационная сторона деятельности. Изучение данной темы имеет особое значение для подготовки детей с ТМНР к самостоятельной жизни и направлено на интеграцию их в общество.

Литература

  1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст] / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС,1999.
  2. Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию. В 1-4 классах вспомогательной школы [Текст] / В.В. Воронкова. - М.: Просвещение,1988.
  3. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов. - М.: ВЛАДОС,1994.
  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложения.pdf)Приложения.pdf265 Кб