Комплексный подход к организации музыкальной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коваль Наталья Евгеньевна, учитель, ГКОУ СО "Североуральская школа-интернат", Североуральск

Человек наделен от природы особым даром – голосом, который помогает ему общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – это необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Каждый человек имеет голос и, значит, умеет петь. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг в яркой образной форме, углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. Процесс обучения пению я рассматриваю как вид исполнительского искусства, наиболее яркое и доступное обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Оно оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, а также на развитие его психических функций и психофизиологических процессов.

Вопрос о влиянии восприятия музыки на личность обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) давно изучался учеными-дефектологами (Э. Сеген, Ж. Демор, А. Грабаров и др.). В своих работах они отмечали музыку, как важное средство воспитательного и лечебного воздействия на детей, подчеркивали ее важную роль в коррекционно-воспитательной работе. Их рекомендации и легли в основу комплексного подхода к организации музыкальной деятельности обучающихся. В него вошли используемые мной принципы: индивидуализации и дифференциации, коррекционной и воспитывающей направленности, оптимистической перспективы, доступности и художественности, систематичности и последовательности. В педагогической деятельности я применяю современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, исследовательские, развивающие, информационно-коммуникационные, технологию развития процессов восприятия: слушание музыки, и размышления о ней, певческое развитие обучающихся, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные).

Для получения желаемого эффекта, развития у обучающихся вокально-хоровых и певческих навыков, я действую в отработанном годами порядке:

  • соблюдение певческой установки;
  • сформированность правильного певческого дыхания;
  • правильность звукообразования и хорошая дикция;
  • чистота интонирования;
  • стройность согласованного ансамблевого пения.

Эффект, естественно, возможен только там, где будет необходимая последовательность работы над изучаемым музыкальным произведением.

На первом этапе использую наглядно-слуховой, словесные и иллюстрационно-демонстративные методы, это участие детей в бесед с учителем о характере музыки в вопросно-ответной форме. На втором этапе закрепляются наглядно-словесные методы и водится первичное знакомство с практическими, это наблюдение за приемами исполнения и упражнения в исполнении различного вида. На третьем этапе - только практические методы, самостоятельное варьирование освоенными умениями и навыками, метод импровизации и повторного восприятия музыкальных произведений.

В результате у обучающихся проявляется интерес к предмету, а затем и положительная динамика при обязательном чередовании типов занятий:

  • доминантного (в работе один вид музыкальной деятельности);
  • комбинированного (несколько видов деятельности);
  • тематического (темы взяты из жизни и органично с ней связаны);
  • комплексного (связь различных видов искусств).

Кроме того я использую нетрадиционные формы организации урока: урок-концерт, урок путешествие, урок викторина.

В процессе вокально-хоровой подготовки у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), у каждого на своем уровне, низком, среднем или значительном, формируются навыки коллективных действий и музыкально-ритмических движений; умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные и слуховые анализаторы. Проявляются элементарные представления о "художественном образе"; закладываются основы речевых навыков; развиваются коммуникативные умения, чувство метроритма и эмоциональная отзывчивость.

Пение влияет и на организм детей: устанавливает правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат, способствует закреплению правильной осанки. Занятия музыкой помогают организовать детский коллектив, способствуют развитию толерантности и воспитанию чувства красоты, патриотизма и любви к природе.

Итогом всей вокально-хоровой работы в школе является концертная деятельность (массовая, групповая, индивидуальная), как главный двигатель детского коллектива. Ощутить себя артистом, пережить творческий подъем, почувствовать благодарность зрителей, – все это мощный стимул для самоутверждения, самовыражения личности ребенка. Выступая на традиционных общешкольных мероприятиях дети приучаются к раскованности, свободе владения собой, а это и есть - основная цель комплексного подхода к организации музыкальной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).