Коррекционная работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук у обучающихся с ТМНР

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дубровина Лариса Михайловна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Представление о том, что при любом
двигательном тренинге упражняется не рука,
а мозг, вначале казалось парадоксальным
и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.
Н.А. Бернштейн

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. В результате выполнения пальчиковых игр пальцы приобретают силу, хорошую подвижность, гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и ручного труда. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь. Занятия по развитию мелкой моторики являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.

Наблюдая за деятельностью своих обучающихся в непосредственно – образовательной и самостоятельной деятельности, мною было выявлено следующее:

  • дети неловко держат ручку, карандаш, не могут застегивать пуговицы и молнии, шнуровать ботинки; им трудно собрать мелкие детали конструктора и мозаики; не могут скатать из пластилина "шар", "колбаску"; не умеют пользоваться ножницами;
  • во время простых игр с пальчиками испытывают значительные трудности в сгибании и разгибании пальцев. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому, когда ребенок сгибал один палец, остальные пальцы выполняли аналогичное действие;
  • прослеживалась быстрая утомляемость детей, они часто чувствовали себя несостоятельными в элементарных действиях, а это влияло на их эмоциональное благополучие и самооценку.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук со своими обучающимися провожу ежедневно на всех уроках, начиная с пальчиковой гимнастики в сопровождении стихов и потешек, самомассажа при помощи пружинок, массажных ковриков, шнурочков и других предметов.

На уроках я использую:

  • игры с нестандартным оборудованием. Не обязательно покупать дорогостоящие игры, достаточно проявить фантазию и желание. Например, благотворно влияют на развитие мелкой моторики такие упражнения, как: нанизывание на шнурок бусин, самодельных трубочек, колец, макаронин, деталей конструктора, даже мелких сушек; наматывание разноцветных ниток на катушки; сортировка мелких предметов;
  • перед рисованием я предлагаю ученику сначала покатать карандаш по столу ладонью, потом между ладонями, покрутить между пальцами; в процессе рисования формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. В своей работе я использую не только карандаши, но и рисование красками, пальчиками, ладонью, по трафарету;
  • игры с разными конструкторами (важно, чтобы они были с разным принципом соединения деталей;
  • выкладывание дорожки для любимой игрушки, речки для рыбок, мостика для котенка из мелких камушков и ракушек;
  • разминание обеими руками пластилина;
  • лепка "колбасок", "шаров", "колечек" и других деталей;
  • проведение лепки с использованием семян подсолнуха, косточек вишни, тыквы, скорлупы кедрового ореха и др. (например, путем вдавливания семян в пластилин, можно создать картину или панно, украсить вазу);
  • упражнения с бумагой, которую можно мять, рвать, резать, создавая "шарики", "дорожки" и другие изображения. Из кусочков разорванной бумаги можно сделать интересную аппликацию. Белые полоски могут изображать облака, снег, а синие – небо, речку. Сминание бумаги развивает силу рук. С получившимися шариками можно провести игру "Попади в цель";
  • овладение навыками самообслуживания: застегивания молний, пуговиц, кнопок, завязывания шнурков на обуви, узелков на платке, фартуке;
  • в развитии графической моторики особое место занимает штриховка, обведение фигур по трафарету на разную тематику: овощи, фрукты, животные и другие;
  • выкладывание фигурок из счетных палочек или из спичек;
  • игры с крупами оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Обучающимся предлагается сортировать, катать пальцами, придавливать крупу пальцами обеих рук к столу. Пересыпать крупу из рук в руки, "сухой бассейн", "спрячь и найди игрушку";
  • шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Включаю в ежедневные занятия задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук:

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Пальчиковые игры.
  3. Массаж пальцев и рук.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достигнуть положительных результатов. Обучающиеся лучше ориентируются на листе бумаги, усовершенствуются их умения действовать по словесным инструкциям. Повышается уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие. Улучшаются память и речь.

Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда ведется систематическая комплексная коррекционная работа по развитию мелкой моторики и обеспечивается тесная взаимосвязь учителя и обучающегося.