Метод проектов – обучение на активной основе

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Валиева Накия Файзелхановна, учитель физики, ГКОУ СО "Березовская школа", Березовский

"Вы не можете научить человека чему-нибудь. Вы можете только помочь ему понять это самому"
Галилео Галилей

Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития. Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю".

Как известно, одной из приоритетных задач специальной (коррекционной) школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося ребенка, формирование активной позиции в обучении, формирование и развитие коммуникативных способностей учеников. Проектная деятельность позволяет выйти за рамки предмета, помочь детям соединить имеющийся у них опыт с новыми знаниями, а также в полной мере реализовать свои творческие способности. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с ОВЗ так как у таких детей наблюдается пониженная мотивация к учебной деятельности, а метод проектов дает возможность заинтересовать учеников новыми формами работы.

Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. Цель этого метода, предполагает научить обучающихся творчески мыслить, быть наблюдательными, развивать мыслительную деятельность, ( и все это мы черпаем из самых основ изучения природы – учебников "Физика" А. В. Перышкина), развивать логическое мышление, активизировать деятельность и анализировать ее, умение различать и сравнивать. Учить учащихся самостоятельно добывать и перерабатывать знания.

Например проекты:

1."А греет ли шуба?"
Цель : Доказать, что шуба не греет, а сохраняет человеческое тепло.
Задачи:
1.Выяснить почему в одежде нам тепло.
2.Опытным путем установить греет ли шуба.
Гипотеза:
1.Да, шуба греет, потому что её надевают, когда холодно.
2.Нет, шуба не греет, она просто сохраняет тепло нашего тела.

2. " Архимедова сила"
"Что такое архимедова сила и как она используется?"
Гипотеза:
1. " Как плавают суда и какой груз они могут перевозить?";
"Что такое выталкивающая сила ( архимедова сила), осадок, ватерлиния, водоизмещение, грузоподъемность? ".
2. " Как взлетают аэростаты и стратостаты, и какова их подъемная сила?";" Каковы условия плавания тел, архимедова сила и от чего она зависит?".
Проблемные вопросы:
1. Почему кусок жести тонет в воде, а жестяная коробка плавает?
2. Почему детский шарик, наполненный водородом или гелием летает и поднимается вверх?

Проектная деятельность развивает мыслительную деятельность обучающихся, развивает наблюдательность, что приводит к способности различать и сравнивать. Развивается способность анализировать. Приводит к творческому и логическому мышлению. Приводит к поиску новых идей, т. е. к получению новых знаний самостоятельно. Повышает мотивацию к обучению. Все это вместе повышает эффективность и качество обучения, решает основную задачу физики – получение знаний и формирование у обучающихся материалистического мировоззрения и задачу современной системы образования – формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться".

Особое внимание уделяется развитию практических навыков учащихся, что им особенно близко и понятно при выполнении домашних практических опытов. Они в значительной степени способствуют повышению активности учащихся, развитию логического мышления, учат анализировать явления, заставляют ученика напряженно размышлять, применяя все свои теоретические знания и практические навыки, приобретенные на уроках.

Выполняя такие работы, ученики убеждаются на конкретных примерах, что их знания по физике вполне применимы к решению практических вопросов и с помощью полученных знаний можно предсказать физические явления, их закономерности и даже управлять этими явлениями. Таким образом, теоретические положения приобретают реальный смысл.

Например: "Вычисление плотности куска мыла"; "Вычисление плотности песка"; "Вычисление плотности картофеля"; "Определение массы и веса воздуха в комнате"; "Плавает или тонет?" и т.д.

Разбор и обсуждение результатов опытов, проведенных в домашних условиях, формируют критический подход к результатам измерений, привычку обращать внимание на условия, при которых происходит эксперимент. На практике учащиеся убеждаются, что результаты измерений всегда являются приблизительными.