Опыт использования скрайбинга как технологии активизации познавательной деятельности обучающихся с ЗПР

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Харланова Ульяна Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ ПГО "СОШ № 14", Полевской

Я работаю с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) на протяжении более восьми лет, преподаю русский язык в 5-9 классах. Анализ педагогической деятельности выявил проблему: существует противоречие между растущими требованиями к результату образования обучающихся и тем фактом, что существенные особенности развития обучающихся с ОВЗ (ЗПР) (парциальное недоразвитие психических функций) приводят к тому, что обучающиеся демонстрируют пониженный познавательный интерес, мотивация учебной деятельности сформирована на низком уровне, внимание с трудом удается привлечь и фиксировать, обучающийся кратковременно удерживает цель учебной деятельности, в процессе деятельности постоянно отвлекается, память механическая, кратковременная, неустойчивая.

Все вышеуказанные особенности приводят к тому, что обучающийся испытывает трудности в усвоении материала по большинству предметов, в том числе по русскому языку. Решением этой проблемы является использование таких педагогических технологий, которые обеспечили бы интерес к предмету "русский язык" даже у тех обучающихся, чья мотивация к учебной деятельности сформирована на низком уровне, предотвращали утомление, повышали познавательную активность, помогали привлечь и фиксировать внимание, активизировали воображение и помогали запоминанию нужной информации.

Такой современной педагогической технологией, которая значительно повышает эффективность обучения, стал для меня скрайбинг – процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка чаще всего происходит в процессе донесения информации.

Скрайбинг (от английского "scribe" – набрасывать эскизы) – новейшая техника презентации, которая позволяет подавать информацию кратко и наглядно, с помощью картинок. Основная идея скрайбинга – "подача сложной информации простыми образами" – позволяет задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, благодаря чему информация-образ легко запоминается.

Для запоминания алгоритмов выполнения работы, правил русского языка и правописания словарных слов были придуманы различные картинки и схематические рисунки, позволяющие кодировать и декодировать информацию. Задача учителя – вовлечь обучающихся в процесс рисования, и ребенку не обязательно для этого быть художником: чаще всего для создания образа используются схематичные изображения людей – "ручки, ножки, огуречик – получился человечек" – или предметов, в процессе рисования идет запоминание правила или буквенного образа слова, а когда словесные указания дополняются визуальной опорой, обучающемуся с ОВЗ (ЗПР), которому сложно удерживать в памяти информацию, есть на что опереться.

Использование скрайбинга способствует активности обучающихся с ОВЗ (ЗПР) на уроках русского языка, их организованности и внимательности. Применение данной технологии дает устойчивые положительные результаты: у обучающихся наблюдалось повышение уровня развития устойчивости внимания и памяти. Такой способ подачи "неинтересного" словарного материала или "скучных" правил русского языка повышает интерес, мотивацию к обучению.

Анализ результатов применения данной педагогической технологии показал, что наблюдается положительная динамика усвоения учебного материала, подтверждаемая результатами мониторинга успеваемости, а также результатами итоговой аттестации обучающихся: ГВЭ по русскому языку (2015 год) продемонстрировал 100% обученности в 9 специальном коррекционном классе для обучающихся с ОВЗ (ЗПР), процент качества 90%.