Опыт создания и использования электронных образовательных ресурсов для обучающихся с ОВЗ

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ляушина Инга Александровна, учитель биологии, ГБОУ СО "Екатеринбургская школа-интернат № 9", Екатеринбург

Обучающие с задержкой психического развития – это обучающиеся, испытывающие значительные затруднения в освоении содержания учебных предметов и не способные к активной самостоятельной учебной деятельности, требующие постоянного внимания учителя. Они могут быть достаточно успешными и самостоятельными в учебной деятельности при специально созданных педагогом условиях. Одна из особенностей детей с задержкой психического развития то, что ведущим является зрительное восприятие, и при этом физиологически сохранны все органы чувств, задействованные в познании окружающей действительности. А низкий уровень познавательной активности может компенсироваться мотивацией со стороны педагога. Такой мотивацией становится использование электронных образовательных ресурсов. Они же необходимы при изучении живых объектов, которые дети должны видеть и наблюдать.

В настоящее время есть множество электронных образовательных ресурсов, созданных в помощь учителю и обучающимся в целях обеспечения качества образования, повышения его доступности и эффективности за счет массового использования электронных образовательных ресурсов.

Занимательная форма подачи материала в виде веселых анимированных героев способствует непосредственному запоминанию и более качественному усвоению знаний, дает возможность подростку получить опыт решения проблем. Использование ЭОР в обучении школьников с ОВЗ позволяет не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создает предпосылки для освоения способов деятельности.

Ожидаемые результаты обучения при использовании компьютера на уроках:

  • развитие межпредметных связей;
  • формирование компьютерной грамотности;
  • развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;
  • формирование информационной культуры;
  • подготовка учащихся к использованию информационных технологий и других информационных структур в образовании;
  • реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

В своей работе я использую электронные приложения к учебникам биологии, где можно не только рассматривать живые объекты в их природной среде, но и в занимательной форме сделать самостоятельно лабораторную работу, пройти тестовую проверку, причем результаты видны сразу. Для детей с низким уровнем критичности, какими являются дети с ОВЗ, это важно, т.к. в заданиях определены четкие критерии и они могут произвести анализ своего ответа.
Также в работе использую учебные фильмы производства «Инфоурок», где в занимательной форме подаётся учебный материал. Часто комбинирую показ фильма с презентациями, где в доступной форме есть схемы и таблицы, иллюстрирующие рассказ диктора. Мультимедийные презентации – это наиболее удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее продолжительно удерживают внимание обучающегося с ОВЗ. Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда обладают непроизвольным запоминанием. Они запоминают только то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя при этом центральный объект и проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, повышаем концентрацию внимания, и материал успешно запоминается.

В подготовке презентаций, как правило, ориентируюсь на авторские, но они всегда нуждаются в изменениях и доработке. В своих презентациях почти не вставляю текст, ориентируясь на преобладающий анализатор – зрительный, вставляю визуальные объекты: схемы, таблицы, картинки живой природы. В конце – обязательные задания по изученному материалу: заполнить недостающие столбцы таблиц, недостающие слова в предложениях, соотнести определения с понятиями и т.д.

Настоящим открытием для меня стал разработанный учителем МСОШ № 43 г. Екатеринбурга Синельниковой Л.П. биотир, где каждый из детей имеет возможность самостоятельно выбрать вопрос, его «стоимость» и «пострелять» на компьютере. Используя матрицу этого ЭОР, я имею возможность на каждую параллель, даже на каждый класс (это зависит от уровня подготовки) применять различной сложности вопросы, которые обучающие сами выбирают для ответов. Более того, в биотире есть возможность составить вопросы из различных наук биологии, что расширяет область применения данного ЭОР: его можно использовать не только для урока, но и для внеклассной деятельности, не только для класса, но и для команд нескольких классов.

Для проведения электронного тестирования и создания индивидуальных заданий для каждого ученика также использую сайт "ЯКласс" - образовательный онлайн-ресурс.

Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника с ОВЗ, так как зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории обучающихся.

Информационные технологии помогают повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к особенностям развития обучающихся с ОВЗ.

  • 00001
  • 00002
  • 00003