Организация допрофессиональной подготовки как средство повышения социальной защиты выпускников

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Якимова Марина Владимировна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа–интернат", Карпинск

ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработан с учетом реализации программ учебных предметов и формирования предметных компетенций, а также с последующей социализацией обучающихся (расширения жизненного опыта и социальных контактов в доступных для них пределах). Постепенно в ходе образовательной деятельности учитель переходит от формирования жизненно необходимых навыков у обучающихся к формированию умений, которые помогут выпускнику дальнейшему самоопределению в профессии.

Опыт показывает, что профильная подготовка является важным этапом в становлении профессионального самоопределения. Одним из направлений допрофессиональной подготовки обучающихся с умственной отсталостью в нашем образовательном учреждении является трудовое обучение по профилю "Швейное дело". Цель которого, освоение практических умений и технологических приемов, подведение обучающегося к сознательному выбору профессии швейного профиля и определения дальнейшего пути получения профессионального образования. Коррекционная направленность и правильная организация образовательного процесса позволяет подготовить большинство выпускников к выбору профессии и успешной социализации.

Научное обоснование проблемы трудового воспитания и обучения детей с умственной отсталостью связано, прежде всего, с именем Л.С. Выготского. Он рассматривал её как неотъемлемую часть программы социализации личности ребенка с нарушениями интеллекта, и подчёркивал, что организованный особым образом труд такому ребенку обеспечивает все: общение, речь, сознание.

В программу предмета профильного труда "Швейное дело" вошли основные разделы и темы: конструирование и моделирование, материаловедение, ремонт и реставрация, изготовление и отделка швейных изделий. Обучение рассчитано на пять лет с 5-9 класс. Основными принципами обучения является практическая направленность, доступность содержания теоретического материала, посильность выполнения видов и объема практических работ, связь теории с практикой. В первые два года профильного обучения первостепенное внимание уделяется правильности выполнения технологических операций. В последующем наращивается степень овладения трудовыми навыками и темп работы.

Ключевой позицией обновления специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта.

В нашей школе созданы все условия для освоения швейного профиля. Обучение осуществляется в специально-оборудованной мастерской. Швейная мастерская оснащена современным оборудованием, учебной литературой. Приобретены новые швейные машины, утюги, инструменты и приспособления для швейных работ, учебники с 5-9 класс. Обучающиеся имеют возможность освоить основные приемы работы на бытовых, универсальных и специальных швейных машинах. Знакомятся с профессиями швейного производства.

В процессе обучения большое внимание уделяется экскурсиям в мастерские по пошиву и ремонту одежды, в специализированные магазины. Целью таких уроков является ознакомление с организацией трудового процесса. С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения. Обучающиеся непосредственно знакомятся с оборудованием и технологическим циклом, а так же могут быть участниками трудового процесса (поработать на швейной машине, раскроить изделие, подобрать ткань и отделочные материалы). Организованная деятельность приближена к реальной действительности и ведет к закреплению и совершенствованию знаний умений и навыков. Такая форма урока способствует эффективности обучения и развития познавательного интереса к профессии.

На уроках практического повторения обучающие выполняют заказ школы: шьют рабочие фартуки для столярной мастерской, полотенца, костюмы для выступлений; изготавливают маркировку для белья и другие изделия. Обучающиеся ориентируются в задании, планируют свою работу, оценивают свой труд. Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышает интерес к работе, активность, способствует формированию у обучающихся социальных мотивов деятельности.

Мониторинг результативности показывает положительную динамику в формировании социально-значимых и жизненно-важных компетенций у обучающихся (трудолюбие, ответственность, умение работать в коллективе).
Чтобы выпускник был готов к вступлению в самостоятельную жизнь, он должен иметь необходимый запас знаний, допрофессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить отношения с людьми, соответствующую возможностям жизненную перспективу.

Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью освоение профильного труда становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2014.
  2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2001.
  3. Новые учебные программы трудового обучения в специальных (коррекционных) образовательных школах под ред. А.М.Щербаковой.- М.:Из-во НЦ ЭНАС,2001.
  4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие. - М .: Академия, 2002.
  5. Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ "Грани познания". №2 (3). Май 2009 n www.grani.vspu.ru
  6. [Электронный ресурс]Режим доступа http://www.proshkolu.ru/lib/id/6315/
  7. Источник:http://www.xn--b1adnajvmpk.xn—p1ai/publ/poleznye_stati/korrekcionnaja_pedagogika/formirovanie_uchebnoj_motivacii_uchashhikhsja_s_umstvennoj_otstalostju_na_urokakh_trudovogo_obuchenija/25-1-0-66© http://трудовики. рф
  8. [Электронный ресурс] https://урок.рф/library/osobennosti_trudovogo_obucheniya_v_korrektcionnoj_shko_135652.html
  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005