Особенности работы по развитию речи у обучающихся с ТМНР в соответствии с требованиями ФГОС

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Николаева Елена Петровна, учитель, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 2", Нижний Тагил

Особенности психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Учет таких потребностей вызывает необходимость построения "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка.

Большинство детей с ТМНР могут общаться. Часть из них, владеющая вербальной речью, может обратиться к окружающим и выразить свою потребность или просьбу, другая часть, не владея речью, может вступать в контакт и осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов, вокализаций, отдельных слогов и слов.

Задача работы логопеда с неговорящими обучающимися на первом этапе - формирование у них предпосылок для развития речи. Развитие понимания ребенком и выполнение простейших речевых инструкций. Вызывание звукоподражания и лепетной речи. Участие ребенка в пассивном и активном диалоге с использованием звукоподражательных слов. На коррекционных занятиях с неговорящим ребенком основное внимание уделяется семантической стороне, а не фонетической, допускается неправильное произношение, лепетная, звукоподражательная речь. Такая ориентировка опирается на закономерности развития речи в норме.

Основная задача на первых этапах логопедических занятий с обучающимися с ТМНР - накопление пассивного и активного словарного запаса: существительные, глаголы, прилагательные. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. Для проведения работы по обогащению словаря мною подготовлены папки с иллюстрациями по лексическим темам программы, презентации по темам уроков. Для уроков подбираются натуральные предметы, их образцы, игрушки. Неговорящие дети выбирают называемую учителем картинку с изображением предмета или действия. Дети, неплохо владеющие устной речью называют предлагаемые изображения. Обучающиеся учатся понимать и выполнять сначала простые, затем более сложные инструкции.

Далее обучающиеся тренируются в составлении высказываний по демонстрируемым действиям, оречевлении своих действий, строят фразы по предметным, ситуационным, сюжетным картинкам, специально подобранным речевым играм и упражнениям. Особенно активно речь развивается в игре и практической деятельности детей. Кроме того, формирование навыков социальной коммуникации у детей с ТМНР лучше происходит в естественных ситуациях в магазине, общественном транспорте и др. местах. Здесь необходима совместная работа логопеда, воспитателя и родителей.

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:

Альтернативными называются все неголосовые (невербальные) системы коммуникации. Это могут быть мануальные знаки (жесты), графические символы, которые включают в себя все символы-изображения.
На логопедических занятиях я использовала картиночные символы коммуникации, к которым можно отнести систему PECS (система обмена изображениями). PECS - система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек, ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.

Для работы по системе PECS были подготовлены карточки с изображениями продуктов питания, действий и т.д. размером 5х5. Позднее была приобретена специальная папка и бумажные разделители, на которые можно прилепить карточки на липучках, разделители располагаются в папке, как листы в книге. В набор входит картонная полоска с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определённом порядке - для построения предложений. Однако, для того чтобы работа с этими карточками была эффективной, необходимо использование этой системы на всех занятиях и дома.

Личностными результатами развития речи обучающихся с ТМНР являются: понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков, овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.