Оценка процесса и продукта учебной деятельности на уроках технологии

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Чалко Наталья Александровна, учитель технологии, ГКОУ СО "Карпинская школа интернат", Карпинск

Оценка деятельности результатов - это процесс создания и сбора свидетельств деятельности обучающихся для вынесения на основе этих свидетельств заключения о наличии или отсутствии требуемых универсальных учебных действий на основе заранее определенных критериев и показателей.

Для качественной оценки результатов учебной деятельности я учитываю:

  • Обоснованность – средства/формы/методы оценки должны оценивать именно ту деятельность, которая является задачей обучения, причем оценка проводится согласно установленным критериям и показателям, которые едины как для тех, кто проводит оценку, так и для обучающихся.
  • Достоверность – должны быть созданы одинаковые условия для оценки всех обучающихся (единые задания). Достоверность также означает проверку не механической памяти, а умений использовать приобретенные знания и опыт для выполнения конкретных технологических операций.
  • Обеспеченность – при планировании оценки необходимо убедиться, что методы оценки подкреплены необходимыми ресурсами (оборудованием, материалами, инструментами и т.д.)
    Использую основные возможные формы оценки на уроках: наблюдение (получение доказательств наличия результатов у обучающегося при выполнении практической работы), метод «портфолио» (использование в качестве доказательств различных свидетельств деятельностных результатов, творческий проект, тест, самооценку, самодиагностику).

Оптимальным методом оценки универсальных учебных действий считаю наблюдение за демонстрацией умений и знаний при выполнении практической работы, учитывая то, что оценка должна быть направлена на интегрированную диагностику теоретических знаний и практических умений. Отдельная оценка знаний может рассматриваться как дополнение к интегрированной оценке универсальных учебных действий. При этом при оценке знаний должно учитываться не запоминание определенного объёма теоретического материала, а умение применять знания на практике. Например: тестирование, защита творческого проекта, решение учебных задач.

Метод демонстрации выполнения практических заданий заключается в определении доказательств наличия сформированных универсальных учебных действий во время выполнения непосредственной деятельности, за которой я наблюдаю. Демонстрация выполнения практических заданий направлена на комплексную оценку как предметных знаний и умений, так и универсальных учебных действий. Наблюдение за демонстрацией выполнения практического задания осуществляю индивидуально.

При его организации стараюсь обеспечить:

  • наличие ясных и точных инструкций по выполнению практического задания;
  • четкое соответствие задания показателям, подлежащим оценке;
  • понимание обучающимися содержания и процедур выполнения задания и критериев оценки;
  • необходимые материалы и ресурсы.

Такой метод как наблюдение за выполнением практических заданий позволяет реально оценить уровень сформированности универсальных учебных действий, хотя и требует при этом повышенного внимания и интерпретации результатов, выработки четких критериев оценки, минимизирующих субъективное мнение учителя.

Критерии оценки включают в себя:

  • правильную последовательность выполнения всех требуемых действий согласно требованиям технологического процесса (технологических карт);
  • выполнение действий с соблюдением требований техники безопасности, охраны труда, требований санитарии и гигиены (в зависимости от вида деятельности);
  • темп выполнения (задается в указании продолжительности времени на выполнение),
  • соответствие требуемым моделям поведения (вежливо, своевременно, оперативно и т.д.)

Формирование "Портфолио" осуществляется в течение всего периода обучения в форме накопления фактических данных о результатах деятельности, доказывающих сформированность УУД, что позволяет избежать субъективности, характерной для описательных методов, поскольку является "смесью" методик и инструментов оценки УУД и включает оценку третьими лицами.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю, самооценке, а также взаимооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы обучающийся сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые стороны, а самое главное – мог определить, что ему нужно делать, как поступить, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. Несомненно, ученик, который умеет планировать и оценивать свою деятельность на уроке, способен и получать самостоятельно знания.
Можно предположить, что такая система оценивания делает школьников активными участниками образовательного процесса, способными осознанно выстраивать свою образовательную деятельность от целеполагания до саморефлексии и осуществлять продуктивную и творческую деятельность в предметной области "Технология".

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004