Развитие памяти у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в старших классах

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ядревская Татьяна Николаевна, учитель, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 2", Нижний Тагил

Во все времена человеку для нормального осуществления своей деятельности было необходимо обращение к накопленному опыту и знаниям, что было возможным при помощи механизма памяти.

Память - это запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ранее человек воспринимал, переживал, делал, думал. В современной науке различают четыре вида памяти: моторную, образную, словесно-логическую и эмоциональную. Физиологическую основу памяти составляют образующиеся в мозгу временные нервные связи (запоминание) и их последующая актуализация или функционирование (воспроизведение и узнавание). Угасание нервных связей влечет за собой забывание. Продуктивность памяти находится в большой зависимости от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. Поэтому нарушения в деятельности памяти ведут к нарушениям в становлении и развитии данных процессов.

В своей работе я использую следующие методики развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью:

  • Для развития зрительной памяти у старшеклассников с умственной отсталостью можно использовать упражнение "Что изменилось?": перед учащимся выкладывают до 12 карточек, просят их рассмотреть и назвать. Затем ребенок закрывает глаза, карточки перемешиваются, учащегося просят открыть глаза и назвать, что изменилось;
  • Для развития зрительной памяти, эмоционально-образной памяти и формирования изобразительных навыков можно использовать следующее упражнение. Ребенку рассказывается история о девочке, которая принесла из леса много разных грибов (ягод, шишек, листьев деревьев). В процессе рассказа перед учащимся выкладываются изображения этих предметов, затем карточки убирают. Ребенку дают чистый лист бумаги и просят по памяти нарисовать эти предметы;
  • Для развития зрительно-моторной памяти можно использовать упражнение "Спиши правильно". Учитель на доске записывает десять различных несложных слов (например, вода, нога, окно и т.п.). На отдельных листочках учащиеся списывают данные слова с доски. Учитель собирает листочки и дает учащимся время на рассмотрение слов, написанных на доске (приблизительно 2 минуты). Затем доска закрывается, и учащиеся вновь должны записать на листочках слова. В дальнейшем, количество времени для запоминания должно сокращаться (по 30 секунд на каждую попытку), и в конце упражнения учащиеся должны написать слова на листочках без рассматривания их на доске;
  • Диктант-игра "Кто больше запомнит" Учитель читает предложение один раз, а во время паузы между двумя предложениями учащимся необходимо написать то, что они запомнили. Важно точное воспроизведение, а не количество записанных слов.
  • Методика "Опосредованного запоминания" А.Н. Леоньтева. Учащемуся предлагают определенный набор слов для запоминания и соответствующие по смыслу карточки. Ребенок должен при назывании слова выбрать подходящую по смыслу карточку, которая позволит ему вспомнить предложенное слово.