Реализация системно-деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Жданова Ирина Арсентьевна, учитель, ГКОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит

Новые социальные запросы, отраженные во ФГОС для детей с ОВЗ, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться".

Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – это значит быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

При организации современного урока на первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Иными становятся и задачи учителя – не поучать, а побуждать, не оценивать, а анализировать. Основная идея состоит в такой организации обучения, когда ребенок не просто усваивает готовое знание, изложенное учителем, а открывает новое знание в процессе собственной деятельности.

В связи с этим возникает множество вопросов: какой должна быть структура урока? как его подготовить? как добиться того, чтобы дети включались в деятельность, а не ждали, пока учитель сам им все расскажет?

В структуре урока по технологии деятельностного метода можно выделить следующие этапы.

  1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
  3. Выявление места и причины затруднения. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Проанализируем деятельность учителя и учащихся на некоторых этапах урока.

На первом этапе необходимо подвести учащихся к изучению нового материала, к тому, чтобы они сами сформулировали тему урока, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач).

Например, при изучении темы "Вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 20" учитель предлагает детям решить примеры:

16-3 18-5 14-1 12-2 17-4 13-5

Дети решают знакомые примеры, но затрудняются в решении последнего примера.

Учитель: "Что общего у всех примеров?"
Дети: "Примеры на вычитание чисел".
Учитель: "Какой пример вызвал затруднения? Почему?"
Дети: "Мы не знаем, как решать такие примеры"
Учитель: "Чему будем учиться сегодня? Какова цель сегодняшнего урока?"
Дети: "Найти прием вычитания, который поможет легко решить этот пример".
Построение и реализация проекта выхода из затруднения.
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических действий.
Дети решают пример 13 – 5 на палочках. Выкладывают число 13, комментируя: "13 – это один десяток (один пучок) и три единицы (три отдельные палочки)" Затем пробуют вычесть пять (пять палочек).
Учитель: "Почему не можем вычесть?"
Дети: "Не хватает отдельных единиц".
Учитель: "Где же спрятались единицы?"
Дети: "В десятке".
Учитель: "Что надо сделать?"
Дети: "1 десяток заменить 10 единицами".

Затем первичное закрепление: решение на палочках или рисование графических моделей и одновременное комментирование решений. Дети решают и комментируют до тех пор, пока не заметят закономерность. Как правило, это 2-3 примера.

Учитель: "В чём заключается приём решения таких примеров?"
Дети: "Разбить десяток и взять из него недостающие единицы".

В ходе самостоятельной работы учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель при этом консультирует, советует.

Итог урока.
Учитель: "Какие примеры учились решать? Можете ли теперь решить пример, подобный тому, который вызывал трудность в начале урока?"

Домашнее задание.
Составьте свои примеры на новый вычислительный приём и решите их. Предложите решить подобные примеры одноклассникам.

Проводится рефлексия.

Продолжить фразу:
"Мне было интересно…"
"Мы сегодня разобрались…"
"Я сегодня понял, что…"
"Мне было трудно…"
"Завтра я хочу на уроке…"
Вышеизложенное позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. "Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал" – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.