Сказкотерапия как средство эффективного развития обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционного образовательного учреждения

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шорохова Татьяна Викторовна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

К категории детей с “ограниченными возможностями здоровья” относятся дети с разными нарушениями развития и расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В коррекции эмоционально-волевой сферы "особенных детей" большая роль отводится сказкам.

Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, корректировать поведение, развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации, активизировать речевую деятельность.

Таким образом, значение "сказка" расширяется до понятия "социальная адаптация" и играет важнейшую роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке обучающихся к коммуникативным навыкам.
Основные виды сказок, применяющихся в сказкотерапии:

  • Народные сказки: мудрость, простота и доступность сюжета способствуют воспитанию нравственных чувств. Пример: “Курочка Ряба”, “Репка” и другие.
  • Авторские: сказки Х. К. Андерсона, Ш. Перро и других писателей-сказочников.
  • Психотерапевтические: со счастливым концом.
  • Дидактические сказки со знаниями учебного характера (буквы, цифры становятся одушевлёнными.)
  • Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются обучающимся для ненавязчивого мягкого влияния на их поведение.
  • Медитативные сказки используются для формирования позитивных представлений (отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов). Диагностические сказки помогают определить наличие проблемы у ребёнка.

Рекомендации по практическому применению "сказочных" занятий для развития связной речи:

  • прежде чем приступить к проведению занятий по сказкотерапии, необходимо тренировать детей в умении расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции;
  • почти все динамичные упражнения рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании;
  • длительность занятий зависит от возраста и психических возможностей детей;
  • в цикле занятий со сказками нет определенного начала и конца. Занятия со сказками можно проводить в любой последовательности;
  • в случае непредвиденного утомления обучающихся занятие необходимо корректно остановить;
  • занятия проводятся не только за столом, но и у доски, на ковре;
  • сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Знакомые упражнения при повторении воспринимаются легче, а порою и с большим интересом;
  • сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу "от простого к сложному";
  • именно педагог создает атмосферу и настроение обучающимся, дозирует занятия (количество и интенсивность упражнений), применяет индивидуальные поощрения.

Основные приемы работы со сказкой:

  1. Анализ сказок.
    Сознание того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за поведением ге-роев. После прослушивания обучающимися сказки задается ряд вопросов:
    - Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
    - Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
    - Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)? И др.
  2. Рассказывание сказок.
    Прием помогает развивать фантазию, воображение. Обучающимся предлагается рассказать сказку от имени других действующих лиц, например, как сказку о Колобке рассказал бы Заяц, Лиса и т.д.
  3. Изменение сюжета сказок.
    Продумывая свой конец сказки, обучающийся сам выбирает соответствующий его внутреннему со¬стоянию поворот и находит нужный ему вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.
  4. Постановка сказок с помощью кукол.
    Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
  5. Сочинение сказок.
    В своей сказке обучающийся отражает свой внутренний мир и находит способы решения собственных проблем.

Сказкотерапия предусматривает индивидуальную работу с обучающимися. Материал для работы с данной категорией обучающихся дается в виде дидактических игр и игровых упражнений. Занятия, проводимые в интересной, увлекательной форме, способствуют формированию необходимых представлений и формируют у ребенка уверенность в своих силах, развивают познавательный интерес. Параллельно с обучающимися ведется работа по развитию речи, психических функций и снятию агрессивности.

За время занятий сказкотерапией улучшилась мелкая и общая моторика, навыки самообслуживания, личностные качества, мотивационно-волевые процессы, пополнился словарный запас и образная речь. Можно сделать вывод, что сказкотерапия - одно из главных средств эффективного развития обучающихся. А самое главное для нас, педагогов, - видеть счастливые, добрые глазки детей и их улыбки.

Литература

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – М., 1997
  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2001
  3. Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник. – М., 2004
  4. Барташникова И.А. Учись играя. – Харьков, 1997