Современные приемы преподавания английского языка при обучении детей с ОВЗ

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рябикина Елена Александровна, учителя английского языка, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации за последние годы количество детей с ОВЗ увеличилось. Рост численности нуждающихся в специальном образовании - общемировая тенденция, характерная и для современной России.

Назрела необходимость в грамотных специалистах, в совершенстве владеющих иностранными языками и психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса, особенно с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Особенности развития детей с ОВЗ: низкий уровень развития восприятия; недостаточно сформированы пространственные представления; внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; снижена познавательная активность; выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми; игровая деятельность не сформирована; сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны; все компоненты языковой системы не сформированы; наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Все эти трудности возможно преодолеть только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов педагогической коррекции.

Здоровьесберегающие технологии могут иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика), физкультурно-оздоровительную (в приоритете по физической активности), экологическую (формирование гармоничных отношений с природой).

В этой статье подробнее остановимся на физкультурно-оздоровительном компоненте, который предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности на уроках. Активизируя здоровьеохранительное и здоровьеразвивающее направления в коррекционной работе, можно тем самым способствовать не только сохранению здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью, но и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу нервной системе, и как следствие повышает способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков, снимает стресс. Более того, мышечная активность и координированные движения стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге, другими словами способствуют "гимнастике" мозга. Она облегчает все виды обучения и оптимизирует интеллектуальные процессы, повышает умственную работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма. А это: повышение способности к организованной деятельности, активизация работы памяти, снятие стресса; помощь в чтении вслух с выражением и при этом понимание прочитанного, улучшение внимания, способность к самовыражению, моторной координации для письменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.

Учащимся начальной школы жизненно необходимо двигаться во время их обучения. Они учатся, производя действия. Так происходит, потому что движение интегрирует и позволяет внедрить новую информацию в наш мозг.

Итак, как учить детей английскому языку? Очень важно включать задания/упражнения с движениями. В зафиксированном положении - сидя за партой - детям будет намного сложнее выучить и запомнить английские слова, чем, если они будут в это время двигаться - прыгать или стоять на голове.

Несколько примеров из практики.

  1. Отличное упражнение, позволяющее выучить много глаголов движения.
    Swim – плавай, Sit down - сядь, Stand up - встань, Jump - прыгай, Run - беги, Stop - остановись, Fly - лети, Read - читай, Sleep - спи и т.д.
    Дети показывают действие и повторяют английские глаголы, это позволяет им не только размяться, но и выучить большое количество английских глаголов движения.
  2. "Руки вверх"
    Вешаем на доску картинки со словами, разделив их на две колонки - правую и левую. Задание состоит в том, что когда называем слово из правой колонки, ученики должны поднять правую руку. Соответственно, когда называем слово из левой колонки, то -левую.
  3. "Зайчик"
    Дети очень любят прыгать и скакать. Раскладываем карточки со словами /игрушки/ предметы по классу. После этого называем какое-нибудь слово из разложенных предметов. Ученик должен, как зайка доскакать до нужного предмета и назвать его.
  4. "На параде".
    Слова, словосочетания, слова песни произносим несколько раз, маршируя на месте/по классу.
  5. "Пантомима"
    Пантомима - полностью базируется на невербальном поведении для передачи значения. При помощи жестов и движений ученики разыгрывают сценку, которая символизирует не только действия, Ученики очень изобретательны в мимике и жестах. При помощи пантомимы они могут изображать события или своих любимых героев из прочитанных произведений, животных и даже буквы алфавита.

Заключение.
Попробуйте дать ребенку свободу движения на уроках английского языка, и результат не заставит себя ждать. Обучение детей иностранному языку в движении позволяет помочь им более эффективно выучить язык. Несомненно, дети выучат и запомнят намного больше, занимаясь подвижно, чем находясь в классической школьной позе за партой.

Литература

  1. Федеральный Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
    Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп. - М.: Медицина, 2.1982. - 176с.
  2. Дмитриев А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. - Красноярск, 1990. - 81с.
  3. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // "Начальная школа", 2006, № 6. С. 56.
  4. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие техно¬логии в классах коррекционно-развивающего обу¬чения // "Начальная школа", 2006, № 8. С. 105.
  5. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // "Начальная школа", 2006, № 8. С. 89.
  6. Пасенкова Н.М. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.-46 с.