Современный урок: эффективная организация образовательного процесса для детей с задержкой психического развития, обучающихся в условиях школы-интерната, реализующей основные адаптированные общеобразовательные программы

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Булычева Марина Евсеевна, учитель, Екатеринбургская школа-интернат № 9, Екатеринбург

В настоящее время Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения и проблема организации современного урока на сегодняшний день является особенно актуальной.

Мы полагаем, что современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

При обучении учащихся с ЗПР приходится учитывать, что дети имеют незначительные познавательные нарушения, поддающие коррекции в процессе обучения. Эти нарушения проявляются в снижении познавательной активности; повышенной утомляемости; снижении основных познавательных функций (внимания, памяти, логического мышления); недостатках речевого развития (устной и письменной речи). Процесс активного самостоятельного добывания знаний и их совершенствование осложнен, при умственном напряжении дети с ЗПР проявляют "отказные" реакции, из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Обучающие с ЗПР затрудняются в постановке цели, самоконтроль ослаблен, при подведении итога урока, как правило, забывают о поставленных целях. В таких случаях учитель на уроке выполняет направляющую и стимулирующую роль.

В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, перед педагогом стоит задача перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, связанной с принципиальными изменениями деятельности учителя.

Обобщив опыт работы, становится очевидным тот факт, что современный урок для детей с ЗПР должен:

  • проходить с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому обучающемуся;
  • содержать различные виды деятельности;
  • быть комфортным для каждого ученика;
  • стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • предполагать сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, на практике я использую внутреннюю дифференциацию путем деления класса на микрогруппы, различающиеся по двум критериям: уровню обученности и обучаемости. Целью дифференциации является обучение каждого учащегося на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп обучающихся. При разработке дифференцированных заданий по предметам нами рассматривались три группы учащихся:

  • с низким уровнем обучаемости и обученности (стартовый, минимально допустимый): слабые ученики должны иметь подсказку в виде плана; 2-3 учащихся.
  • со средним (базовый, репродуктивный): основная часть класса, имеют базовые знания, возможен некоторый алгоритм выполнения задания; 6-7 учащихся, имеющие минимальный уровень знаний и умений.
  • с высоким (продвинутый, творческий): 1-2 учащихся - "звездочек", без труда осваиваивающих учебную программу. Такие ученики справляются с заданием самостоятельно, без подсказок учителя. Эти задания носят характер сравнения, выявления и решения какой-либо проблемы.

Таким образом, нами установлено, что использование уровневой дифференциации дает педагогу возможность:

  • создавать "ситуации успеха", уделять внимание во время урока каждому учащемуся. В результате чего сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, а слабые получают возможность испытать учебный успех и избавиться от комплекса неполноценности;
  • реализовать желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании;
  • более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
  • повышается познавательная активность и уровень учебной мотивации в группах всех уровней.
  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложения.pdf)Приложения.pdf166 Кб