Современный урок: эффективная организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ

Рейтинг:  2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Драничникова Флюса Муллояновна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.

С детьми, имеющими особые образовательные потребности, крайне важно выбрать стратегию эффективного взаимодействия, которая бы положительно влияла на учебный процесс и на развитие обучающихся.

На сегодняшний день выбор наиболее эффективных технологий и методов обучения детей с ОВЗ активно применяется в школе. Особые образовательные потребности определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования.

Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, взаимосвязь и варианты их взаимодействия между собой, возникающее в процессе обучения.

Современный урок в рамках введения ФГОС для детей с ОВЗ строится на основе использования технических средств обучения с применением инновационных технологий.

Применение ИКТ для обучения данной категории учеников является неотъемлемой частью современного урока.

Учитель создаёт учебную ситуацию, в которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать уже с имеющимся опытом, формулировать собственное мнение.

Создание учебной ситуации строится с учётом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД. Учебные ситуации проходят на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Основные требования, которые предъявляются к уроку это:

  • реализация всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных;
  • создание условий для продуктивной деятельности учителя и учеников использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;
  • умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;
  • учёт индивидуальных и психологических особенностей детей;
  • научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;
  • формирование необходимых знаний, умений и навыков, умения учиться;
  • максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.

Элементы современных технологий, которые применяются на уроках это:

  • технология разноуровнего обучения;
  • технология проблемного обучения;
    метод проектов;
  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • нравственная технология;
  • здоровьесберегающие технологии.

Каковы же критерии результативности современных уроков?

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  1. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (ученик сам оценивает свою готовность, обнаруживает незнание, находит причины затруднений и т.д.)
  2. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, которые повышают активность учеников в учебном процессе.
  3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей трудиться по правилу и творчески.
  5. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки.
  6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учениками, используя специальные приёмы.
  7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  8. Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  9. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие "учитель-ученик" через отношения, совместную деятельность.

Использование педагогических технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентноспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям мои ученики овладевают приёмами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует "компетенцию".

Литература

  1. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья": приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1598.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).