Современный урок: эффективная организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ (из опыта работы на уроке истории)

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Новоселова Ирина Александровна, учитель, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 2", Нижний Тагил

Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности обучающегося, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. В соответствии с изменениями и инновациями в образовании упор делается на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих обучающихся. Обучающийся становится живым участником образовательного процесса, в центре внимания стоят не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

Главной особенностью для детей с ОВЗ является недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой и искаженные представления об окружающем мире. Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? В своей практике я иногда обращаюсь к проведению нестандартных форм проведения уроков - уроков в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, КВН, ролевых игр, викторин и т.д.

В разных классах на уроках истории я проводила уроки следующего плана: "Своя игра", "Умники и умницы", "Обычаи, обряды и традиции русского народа", "Шаги истории", "Историческая мозаика", "Кто лучше всех знает Россию", "Поле чудес" и др.

Такие уроки я провожу и среди учеников одного класса, и среди учеников параллельных классов. Во время проведения "недели истории" такая форма проведения уроков становится очень актуальной. Происходит командное соревнование среди обучающихся. Проводятся различные виды заданий, включая игровые. За каждое правильное и быстро выполненное задание командам выдаются жетоны. В конце урока считаем жетоны. Дух соревнования оказывает влияние на всех. На таких уроках смотрю и не узнаю своих учеников: столько горения, желания победить вижу в их глазах. Здесь же корректируется речевая деятельность отдельных учеников, если она не согласуется с общим мнением команды.

Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом. При проведении нестандартных уроков я руководствуюсь принципом "с детьми и для детей", ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости. Особенность таких уроков в том, что на них могут быть включены разноплановые вопросы (на повторение дат, имен, терминов, исторических фактов, государственных деятелей и др.).

При проведении таких уроков, я составляю красочные презентации с вопросами и ответами; включаю фотографии, видеоматериалы, плакаты, схемы, анимацию, фрагменты из документально-хроникальных, художественных и специальных учебных кинофильмов, звуковое оформление и др. Всё это позволяет мне создать на таких уроках атмосферу изучаемой эпохи, помочь учащимся ощутить реальность происходившего, погрузить их в изучаемую эпоху, создать иллюзию присутствия.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности. Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона.

Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Вся эта работа в конечном итоге дает возможность добиваться положительных результатов в усвоении исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта, повышать уровень их воспитанности, решать коррекционные задачи.
Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

  • 00001
  • 00002
  • 00003