Современный урок: эффективная организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шатрабаева Татьяна Анатольевна, учитель, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 2", Нижний Тагил

"Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он умеет" Игнасио Эстрада. 2015 г.

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В Конституции РФ и Законе "Об образовании" сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Образовательный процесс является основным в системе образования и ведущую роль в этом процессе занимает школьный урок.

Современный урок в рамках ФГОС для детей с ОВЗ строится на основе использования технических средств обучения с применением современных педагогических технологий.

В своей работе использую следующие технологии: разноуровневого обучения, игровые, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие.

Технология разноуровневого обучения.
При подготовке к урокам, а соответственно и при проведении применяю уровневую дифференциацию - сначала определяю, что каждый ученик должен усвоить в конце урока, темы или раздела. В соответствии с этим составляю разноуровневые задания для повторения, закрепления изученного материала, выполнения проверочных работ и домашних заданий.

Игровые технологии.
Игровые технологии развивают возможности для формирования личности обучающихся, которая осуществляется путем организации игровой деятельности имеющей как общеразвивающий, так и специализированный характер, доступной каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей. Игровые приемы используемые на уроках оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, в развитии творческой активности, учебной мотивации и позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности; усиливают интерес к предмету.

Игровую технологию использую в качестве проведения как и целого урока, так и на разных его этапах. Например: игра – путешествие по станциям, урок-КВН, игра "Угадай-ка", где предлагается отгадав загадки, узнать, какие инструменты нужны на уроке, игра "Чудесный мешочек", где надо угадать, что лежит в мешочке и описать признаки предметов, воспринимаемые на ощупь.

Информационно - коммуникативные технологии.
На каждом уроке стараюсь использовать видео материалы (ролики, фрагменты мультиков, сказок) и презентации для лучшего усвоения, запоминания и повторения изученного учебного материала.
Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации, видеоролика.
Использование мультимедийной презентации повышает интерес учащихся к учению, создает доброжелательную атмосферу, происходит смена форм деятельности.

Здоровьесберегающие технологии.
На своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Этот вид технологий предполагает проведение во время занятий физминуток, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации. Рекомендую проводить физминутки на фоне музыкального сопровождения, что очень нравиться детям.
В результате применения этой технологии в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

Заключение
В результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации. Благодаря образовательным технологиям мои ученики овладевают приемами трудовой и учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве.

Педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты и она не должна заменять традиционную методику преподавания, а только являться ее составной частью.