Технологии деятельностного типа как средство реализации ФГОС с обучающимися с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Михайлова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Новоуральская школа №2", Новоуральск

При обучении детей с ОВЗ ЗПР одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ (ЗПР) не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.

Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать особые условия для успешного освоения обучающимися с ОВЗ адаптированной образовательной программы, соблюдение которых обеспечит положительный результат в работе.

Для достижения поставленной задачи и позитивных результатов деятельности в обучении детей с ОВЗ широко применяются современные технологии обучения учащихся с особенностями развития.

Основными технологиями, используемыми при обучении школьников с особенностями в развитии, являются ниже перечисленные.

Технология коррекционно-развивающего обучения.

Эта технология позволяет наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • развитие различных видов мышления;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие речи;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • совершенствование движений и сенсомоторного развития;
  • коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

Элементы технологий личностно-ориентированного обучения.

Технологии направлены на организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучающихся.

Личностно-ориентированное обучение включает в себя следующие параметры:

  • показатель состояния здоровья;
  • показатель индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  • показатель обученности, включающий объём знаний, умений, навыков по предмету.

Принцип личностно-ориентированного обучения включает идеи "индивидуализации обучения" и "учета возрастных и психических особенностей" на уроке.

Для этого на уроках используются специфические методы обучения, которые сочетают словесные, практические и наглядные методы, которые подбираются к каждому ученику индивидуально, исходя из его способности к восприятию этого материала (индивидуальные карточки с определенными заданиями по теме урока).

Учебный материал распределяется поэтапно. Делается акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов с опорой на ранее усвоенное. Обучение строится на конкретном материале, содержащим достаточное количество иллюстраций.

Элементы дифференцированного обучения.

Дифференцированный подход является составляющей психологического комфорта обучающихся, поскольку предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса и создаёт на уроке атмосферу, которая расковывает детей, в которой они будут чувствовать себя уютно.

В данной методике различают два подхода к учебному процессу: индивидуальный и дифференцированный. В процессе выполнения задач, поставленных педагогом, у детей могут возникать некоторые затруднения. И вот здесь важно, чтобы обучающиеся могли уделить внимание друг другу, помочь, подсказать, поправить.

Например, детей во время урока можно поделить на условные группы. По возможностям и результату, который необходимо достичь в процессе обучения. Задания на выполнение ставятся для каждой условной группы на разном уровне.

Приведу простой пример.

Урок технологии. Работа с пластилином.

  • Группа 1. Обучающимся предлагается разгадать загадку, а после слепить отгаданный предмет или несколько, рассортировать их по цветам, формам, размерам. Помимо этого педагог может попросить прокомментировать свои действия.
  • Группа 2. Обучающимся предлагается размять материал для лепки, самостоятельно или после демонстрации педагогом раскатать, слепить заданную фигуру.
  • Группа 3. Обучающимся предлагаются готовые фигуры и задания, которые необходимо выполнить. Например, подкинуть и поймать/

Игровые технологии.

Понятие "игровые технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма урока создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках проходит по следующим основным направлениям, которые вы видите на экране:

  • дидактическая цель ставится перед школьниками в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, психотехнические.

Игровые технологии решают ряд задач:

  • дидактических (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности);
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения);
  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и т.д.).

Игровые технологии широко применяются на уроках.

Приведу пример игр на развитие фонематического слуха на уроках "Литературное чтение (обучение грамоте)".

  • "Поднимите карточку, если услышишь заданный звук".
  • “Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук".
  • “Определи первый звук в слове”.
  • “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
  • “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука Г”. (сегодняшний урок)
  • “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке”, загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой.
  • “Кто больше?” - детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки дети называют слова, в названии которых имеется заданный звук.
  • “Цепочка” - ведущий называет слово. Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает своё слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

Постепенно задания усложнялись:

  • Определить местоположение звука в слове – в начале, в середине или в конце слова;
  • Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине.
  • Работа со звуковой линейкой. Учитель называет слово, а дети с помощью звуковой линейки определяют количество звуков в слове.
  • “Угадай-ка” - нужно угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.
  • Отгадай загадку и запиши отгадку-схему. Дети записывают отгадку в тетрадь по чтению разноцветными ручками: гласные – красным цветом, твёрдые согласные – синим цветом, мягкие согласные – зеленым цветом.
  • Разучивание пословиц и скороговорок, которые очень нравятся детям.

Все задания на уроке выполняются коллективно. При разборе более сильные дети отвечают на сложные вопросы, слабым детям стараюсь давать более лёгкие вопросы, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать свои силы и обрести уверенность.

Информационно-коммуникатиционные технологии.

Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, можно мобилизовать зрительное восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья, применяя элементы информационно-коммуникационных технологий (в дальнейшем ИКТ). Организуя работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, одновременно необходимо создавать положительную мотивацию.

Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, на которых применяется компьютер не только как электронная доска, но и для индивидуальной работы школьников.

Учащимся с ЗПР чаще всего присуще безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач, отсутствие или низкий уровень учебной мотивации, что приводит к недостаточному освоению базовых знаний.

Эффективным средством повышения познавательной активности и учебной мотивации является ИКТ-компонент.

Учитывая интерес обучающихся к компьютеру, Интернету, я дополняю задания:

  • поиском нужной информации в Интернете;
  • подготовкой сообщений по изучаемым темам;
  • оформлением своих творческих работ в виде документов;
  • схемами и рисунками.

На уроках использую презентации, тестовые технологии, компьютерные тренажеры. Например, интерактивный тренажёр "Джунгли". Задача тренажёра: ученику нужно правильно выбрать схему слова. Для этого надо выбрать правильный ответ (кликнуть по табличке с правильным ответом). Также на уроках использую электронные приложения к учебникам математики, ОМ и др.

Человек должен жить среди людей, и ребёнок с ОВЗ – прежде всего человек. Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у обычных детей. Цель педагога – подготовить своих учеников к дальнейшему обучению, а в будущем к производительному, общественно- полезному труду и к самостоятельной жизни.

Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, педагог сможет помочь детям преодолеть трудности в освоении основной образовательной программы.