Формы и методы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении, реализующем АООП

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проскурякова Любовь Александровна, воспитатель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск 

Автомобильный транспорт, дороги - реалии сегодняшней жизни.

Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях на дорогах свидетельствуют о том, что обучение школьников правилам дорожного движения – одно из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы школы.

Организация работы по профилактике ДТТ в нашей школе строится с учётом психофизических особенностей детей и дифференцируется по возрастным категориям. Успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных пешеходов мы добиваемся при крепкой взаимосвязи семьи, образовательного учреждения и их целенаправленного взаимодействия. Эта работа проводится комплексно: при реализации школьных рабочих программ, во внеклассной работе, во взаимодействии с учреждениями окружающего социума. В нашей школе работа по обучению школьников безопасному движению на улицах ведётся с первого класса. 1 сентября традиционно проводятся урок безопасности с участием инспектора ДПС и праздник "Посвящение в пешеходы". Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. И изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях близкие люди и окружающие взрослые. Главная наша задача – доступно разъяснить правила ребёнку и при выборе формы обучения донести смысл опасности их несоблюдения. Очень важно сформировать привычку у ребёнка правильного поведения на дорогах. Дети знают, к чему могут привести нарушения ПДД, какие опасности подстерегают нерадивого пешехода на улицах и дорогах. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения, положительные примеры позволят ребёнку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь.

При работе по предупреждению ДТП использую следующие методы обучения:

  • словесные (рассказы, беседы, диалоги, дискуссии);
  • практические (упражнения, практические работы, игры);
  • наглядные (иллюстрации, плакаты, таблицы, раздаточный материал).

Мероприятия по профилактике травматизма включаются в планы воспитательной работы. У старшеклассников пользуются успехом тематические вечера, тестирования, устные журналы, театрализованные представления.
В образовательном учреждении проводятся недели безопасности движения. В эти дни устраиваются встречи с инспекторами дорожной полиции, проводятся викторины на знание ПДД, экскурсии на перекресток, выступление школьного отряда ЮИД с номерами агитбригады. Регулярно составляются маршрутные листы передвижения детей по улицам города.

Социальная острота проблемы диктует поиск новых форм и методов воспитания и обучения профилактике ДТТ. Важен просмотр и обсуждение мультфильмов на тему дорожного травматизма: "Зебры в городе", "Светофор", "Смешарики", "Азбука безопасности". Особого внимания заслуживает проведение конкурсов загадок, чтение литературы: А. Северный "Светофор", С. Михалков "Дядя Стёпа – милиционер", "Если свет зажегся красный", С. Мигунова "Учимся переходить дорогу".

Ребятам нравится изготовление аппликаций "Разноцветный светофор", конструирование "Строительство дорожек для пешеходов и машин". Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Цветные автомобили", пальчиковые игры "Все пальчики – водители", "Стоп машина!" способствуют совершенствованию вопросов обучения детей ПДД, повышению культуры поведения школьников на дороге.

Ежемесячно подаётся справка по итогам работы по профилактике ПДД в местную инспекцию ГИБДД. Только совместными усилиями воспитателей, родителей, социальных партнеров, используя их терпение и такт, применяя инновационные технологии, можно научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Формы обучения Правилам дорожного движения, применяемые в нашем образовательном учреждении, разнообразны. Это беседы, тематические занятия, игровые уроки, практические занятия на дворовой школьной разметке, конкурсы, соревнования, викторины, классные часы. Ежедневно проводятся пятиминутки безопасности. Особой популярностью пользуются месячники безопасности на дорогах. Перед каждыми каникулами проводятся инструктажи с участием инспектора по пропаганде детской дорожной безопасности. В школе оформлен постоянно обновляющийся стенд "Добрая дорога детства", а в классах - уголки безопасности дорожного движения. В процессе дидактических игр дети получают знания о движении пешеходов и транспорта, дорожных знаках, их группах, обязанностях пассажиров, видов переходов и светофоров. Дети любят экскурсии на перекрёстки, разбор несчастных случаев на дорогах "этого могло не быть", "кто виноват". Для обучающихся начальной школы была интересна викторина "Вопросы дядюшки Светофора", для учеников старших классов - тесты по ПДД "Да и нет", игровая программа "Весёлые перекрёстки", дорожный КВН. В школе практикуется показ видеороликов, слайдов по ПДД "Дорога - не место для игры!" Дети любят раздавать всем участникам движения памятки. Это: "Напоминаем, что дома всех нас ожидают!", "Устали если, отдохните, на газ давить вы не спешите!", "Скорость соблюдайте, по дорогам не летайте!", "Осторожно, гололёд!", "Внимание, каникулы!". Большую методическую помощь оказывает использование специальной литературы, наглядных пособий, рисунков, схем, карт, плакатов, карточек с заданиями. Дети изготовили из бумаги модели видов транспорта, светофора, приняли участие в конкурсе рисунков "Мой безопасный маршрут".

В школе организован и действует отряд ЮИД.

Мультимедийный проект "Транспорт будущего" вызвал неподдельный интерес у обучающихся. Дети с удовольствием рисовали транспорт будущего, рассказывали, на каком виде топливе он будет работать. Очень важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении ПДД.

Система профилактической работы по предупреждению детского дорожного травматизма ориентирована на определённую цель и комплекс задач по её достижению:

  • совершенствовать методы и формы работы, используя инновационные педагогические технологии;
  • усилить роль педагогического коллектива в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения;
  • повысить качество знаний детей по изучению ПДД.

Систематическое проведение, максимальное разнообразие, неформальность, творческий поиск в воспитательной работе при проведении мероприятий по предупреждению ДТП – задача, которая стоит перед каждым ОУ.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004