Игра – необходимое условие социально-личностного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пугина Ольга Анатольевна, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта, МАДОУ "Гармония" д/с №49, Новоуральск

"Игра – это первая школа общественного воспитания ребенка, арифметика социальных отношений"
Л.С. Выготский

Дошкольный возраст - важный период формирования личности человека, способного успешно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей.

В настоящее время в российском образовании происходят серьезные изменения, направленные на индивидуализацию образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 01.01.2014, определяет ребенка как субъекта образовательных отношений и выделяет социально-коммуникативное развитие детей в отдельную образовательную область. Содержание ее зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в специфических видах детской деятельности. Задачами данного направления развития являются усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие социального интеллекта и умения общаться и действовать со сверстниками и взрослыми. Решение данных задач также способствует воспитанию ребенка как личности, способной успешно социализироваться в обществе и окружающем мире. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По мнению Л.С. Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, личностного развития. Особое место среди дошкольников с нарушениями развития занимает задержка психического развития (ЗПР). Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. У них значительно ослаблены "социальные возможности личности", низкая потребность в общении. Ребенок-дошкольник с ЗПР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, требует много труда и терпения. Основная цель педагогов дошкольных учреждений – помочь детям с ОВЗ войти в современный мир, такой сложный и динамичный.
Изменения в образовании в целом и требования российского законодательства в области дошкольного образования потребовали от педагогов пересмотра подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Игре как форме организации детской деятельности отводится особая роль.

Социальные отношения у детей формируются в игре, так как игра - это ведущий вид детской деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. По выражению С.Л. Рубинштейна, "в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности". Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношения к товарищам и взрослым. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность.

Для обеспечения социальной ситуации развития каждого воспитанника как личности появилась необходимость создать специальные условия. В групповой комнате особое внимание уделить созданию развивающей предметно-пространственной среды. Оформить игровые зоны, где дети имели бы возможность выбрать себе вид игры в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Это могут быть театрализованные, дидактические, настольные - печатные, сюжетно-ролевые игры. Но так как у детей с задержкой психического развития становление игры идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей, совместное изготовление игровых атрибутов поможет заинтересовать детей игровой деятельностью, привлечь к обыгрыванию созданных пособий, облегчить "вхождение" в окружающий детско-взрослый социум. Сначала изготавливая, а затем играя вместе, дети строят взаимоотношения, учатся общению, уважительному отношению к результатам совместного труда, соблюдению правил игры и поведения, взаимодействию с окружающими людьми.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005