Мероприятие - путешествие по развитию читательского воображения младших школьников по произведениям Н. Носова "Волшебная страна фантазия"

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Галушко Александра Андреевна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Нвооуральск

Воображение является важной составляющей процесса чтения. С одной стороны, развитое читательское воображение помогает ребенку "вжиться", "вчувствоваться" в литературное произведение. С другой, оно облегчает дальнейшую работу с произведением, помогает развивать творческие способности обучающихся, приобщаются к духовно – нравственным ценностям.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что воображение учащихся начальных классов школы нуждается в систематическом развитии, иначе читательское воображение, не развиваемое на уроках литературы, имеет тенденцию к угасанию, что, в свою очередь, ведет к неполноценному восприятию литературных произведений, а в конечном итоге к падению интереса к литературе.

Одной из основных задач учителя начальных классов является научить детей читать и привить им любовь к чтению. Тексты художественных произведений прекрасный материал для создания образов, а младший школьный возраст является сензитивным для развития воображения. Поэтому проблема развития детского чтения неразрывно связана с проблемой развития активного воображения.

Внекласное мероприятие – путешествие "Волшебная страна Фантазия" проводится в игровой форме над художественными произведениями, чтобы, с одной стороны, привить любовь к чтению, с другой стороны, способствовать развитию воображения.

Участники: обучающиеся с ОВЗ (ТНР), 3-й класс.

Цель: формирование интереса к чтению, развитие активного воображения в процессе чтения на уроках литературного и внеклассного чтения.

Задачи:

  • учить работать с текстом, понимать главную мысль, находить смысл;
  • формировать читательскую самостоятельность;
  • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
  • развивать мыслительную деятельность и творческое воображение.
  • воспитывать чувства взаимовыручки и взаимоуважения
  • воспитывать любовь к литературному творчеству Н.Н.Носова

Форма работы: групповая.

Материалы и оборудование: презентация, толковый словарь, книги с произведениями Н.Н.Носова, письмо с заданием от писателя для групповой работы, карточки с ребусом и пословицами .

Ход занятия

1.Самоопределение к деятельности
Организационный момент

Добрый день, Ребята!
Сегодня на нашем занятии я предлагаю Вам совершить необычное путешествие.
А вы любите путешествовать?
Как вы думаете, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (ученики высказываются)
Тогда давайте узнаем куда же мы сегодня отправимся.
Ребята, я сегодня пришла на работу и под дверью обнаружила сверток. Давайте посмотрим, от кого письмо и что же в нем написано.
"Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Николай Носов. Я детский писатель и очень люблю путешествовать. Однажды я побывал в одной удивительной стране, где жили волшебники. От них я получил такие богатства, о которых даже не мечтал.
У меня для Вас есть ключи к этой стране и я могу передать их вам.
Загляните под свои стулья.
Под каждым из них вы найдёте название одного из моих рассказов это ключи.
В них □ обозначены буквы из названия страны, в которую вы отправитесь.
Приятного путешествия!!!"

Я предлагаю Вам, разделится на две команды

А название команды предлагаю взять из рассказов, по которым мы будем путешествовать.
Найдите на парте книги и назовите свою команду:
"Фантазёры" и "Живая шляпа".

2.Актуализация знаний

Знакомы ли вам произведения этого автора на доске?
Сможете вспомнить эти произведения?
Кто были главные герои?
А что вам известно об авторе этих рассказов? (рассказ учеников).
Первой остановкой в нашем путешествии будет его автор.
Презентация:
Родился Николай Николаевич Носов в 1908 года в семье актёра в городе Киеве.
Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца на концертах и спектаклях. Родители даже думали, что мальчик тоже захочет стать актёром.
В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После её покупки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.
В гимназии Носов увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже был радиолюбителем.
Окончив институт, он стал работать постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов. И за это был награждён орденом Красной Звезды.
Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Н.Н. Носов был добрым волшебником, потому что владел таинственным “золотым ключиком” к сердцам маленьких граждан. Да еще и веселым волшебником. Он был фантазер.
Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно – сначала просто рассказывал сказки своему сынишке и его друзьям.
"Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа, она требует очень много знаний, и главное – любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением".
А чем привлекают произведения Н. Н. Носова?
В каком же жанре работал этот писатель?
Следовательно, Н. Н. Носов по доброму смеётся в своих произведения над героями.
Ребята, но Н. Носов не только умеет посмеяться, но и умеет говорить о серьёзных вещах: о трудолюбии, о честности, о трусости, о хвастовстве, о дружбе, о лени.

3.Постановка учебной задачи.

А как называется страна, в которую мы сегодня отправились? А кто – нибудь знает, что такое фантазия?
А как нам убедиться какая команда права?
А что обозначает слово “ФАНТАЗИЯ” ?
У Вас на парте лежат словари давайте посмотрим значение этого слова. (Плакат значение слова Фантазия). Работа с толковыми словарями.
Как называют человека, который любит фантазировать?
Второй остановкой в нашем путешествии будет рассказ Н. Носова "Фантазёры".
– На партах у вас лежат книги с этим рассказом, поразмышляем над ним.
Кто так назван в рассказе? (Мишутка и Стасик.)
Что делали ребята? Прочитайте.
Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик.
Кто, по-вашему, лучший сочинитель? Почему?
Когда вы читали произведение в тексте вам встретилось слово “(Врать)”. Как называют человека, который врёт?
Почему рассказ называется “Фантазёры”, а не “Вруны”?
(Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.)
Чем отличается врун от фантазёра
Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?
Как развивались события дальше? (Тут пришёл соседский Игорь…)
Что сказал ребятам Игорь?
Что ответили ребята?
Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? (“Обманывать”.) Что значит обманывать? Как называют человека, который обманывает?
Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны?
Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю?
Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему?
Как вы относитесь к поступку мальчика?
Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы?
Что произошло, когда Игорь ушёл? (Ребята купили мороженое.)
Кого встретили мальчики?
Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять?
Почему плакала Ира? ( Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.)
Как ребята утешали Иру?
Как вы считаете, в этом эпизоде Стасик врёт или фантазирует?
Зачем он это делает? (Чтобы утешить Иру).
Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра. (Фантазёр никому не причиняет вреда, выдумывает в своё удовольствие; а врун – для того, чтобы ему было хорошо).

Продолжаем наше путешествие, следующей нашей остановкой будет рассказ Н. Носова "Живая шляпа".
О чём, как вы думаете, пойдёт речь в рассказе с таким странным названием? (1-прогнозирование)
Учитель выслушивает всех, а затем переходит к "чтению с остановками" (2) в самых интересных местах. Первая остановка после слов "позади что-то плюхнулось упало на пол".
– Ну, как, сбылись ваши предположения?
Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Выслушав детей, учитель читает рассказ до конца.
Какие чувства вы испытали?
А почему вы не испугались?
Зачем Вадик и Володя стали "пугать" шляпу?
Как они это делали?
Как бы вы поступили на месте мальчиков?
Как меняется настроение мальчиков?
Как вы думаете, а котенок, какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?
Смешной или грустной показалась эта история?

4.Закрепление нового знания.

Наше путешествие подходит к концу и я предлагаю каждой команде найти пословицы, которые подходит к рассказу, которым называется их команда.

У страха глаза велики.
Трусливому зайке и пенёк волк.
Человек с фантазией живет сто жизней сразу.
В ком правды нет, в том добра мала.
Ври, ври, да не завирайся.
Как аукнется, так и откликнется.
Робкого и тень страшит.
Не так страшен черт, как его малюют.

5.Итог урока.
Мы выполнили все задания и поэтому Николай Носов хочет передать нам те богатства, которые получил сам. Давайте посмотрим, что же это. (Слайд с изображением книг с его произведениями).
Как вы думаете, что поможет Вам в путешествии по страницам его книг? (Отвечают фантазия).
Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтобы закончить наше путешествие,
Надо подвести итог.

6.Рефлексия.
Продолжите предложение:
Мне было интересно…
Мне захотелось …
Я узнал, что ….
Какое настроение у вас после нашего путешествия?
Спасибо вам, ребята, за работу! Урок окончен.