Развивающая среда как основа воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития для успешного взаимодействия воспитателя и ребёнка с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Терещенко Татьяна Ивановна, воспитатель, ГКОУ СО "Асбестовская школа-интернат", Асбест

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, гиперактивности, нарушения в познавательной и психоэмоциональной сфере требуют условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.

В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, тем устройствам или услугам, которые позволяют детям данной категории принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование.

Перед каждым педагогом, работающим по ФГОС НОО, встает вопрос о развивающей роли обучения. Как известно, обучение и развитие связаны между собой. Так, Л.С. Выготский обосновал ведущую роль обучения в развитии, когда "обучение идет впереди развития, являясь источником нового" . Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Развитие предполагает, что ребенок переходит из "зоны актуального развития" в "зону ближайшего развития" на основе формирования высших психических функций и обучения. Поэтому встает необходимость развивающего обучения, в осуществлении которого помогает предметно-развивающая среда.

Стоит отметить, что нельзя создать универсальный "рецепт" комфортной развивающей среды. Одна и та же ситуация может быть стрессовой для одного ребенка, развивающей для другого и комфортной – для третьего. Кроме того, с течением времени среда, которая была для ребенка развивающей, может стать комфортной.

Создавая комфортную или развивающую среду для детей с ТМНР, нужно учитывать следующие факторы:

  • Удовлетворенность базовыми физиологическими потребностями. Здесь важны как наблюдения взрослых, постоянно взаимодействующих с ребенком, так и рекомендации врачей.
  • Санитарно-гигиенические требования. Оптимальная влажность, чистота и температура воздуха. Для детей эти показатели индивидуальны, что связано с особенностями и привычками ребенка. Зона комфорта этих параметров может быть довольно стабильной, а может постепенно меняться, расширяться по мере привыкания к небольшим изменениям (например, "закаливание"). И эти небольшие изменения в физическом окружении могут стать развивающей средой для ребенка с ТМНР.
  • Размер помещения. Для многих детей с ТМНР может быть дискомфортно нахождение в большом пространстве.
  • Сенсорная насыщенность: звуки, освещенность, поверхности, цвет стен, запахи, наличие сенсорных предметов. Для детей очень важно сенсорное разнообразие среды, это их активизирует, вызывает интерес, желание рассматривать, слушать, трогать
  • Коммуникация. Для создания комфортной среды необходимо, чтобы окружающие понимали, что хочет сказать ребенок, реагировали на его сигналы. Нередко бывает, что ребенок с ТМНР не может выразить свое мнение понятным другим людям способом. Это может сильно расстраивать его и быть причиной частых скандалов. Иногда дети, на сигналы которых регулярно не реагировали взрослые, совсем отказываются от попыток общения и замыкаются в себе. Также важна понятность обращенной к ребенку речи. Во многих случаях взаимопонимание и общение можно наладить с помощью методик альтернативной или дополнительной коммуникации.

Коммуникация – это сложный процесс, требующий множества навыков. Речь – только один из многих способов обмена сообщениями. Для передачи информации используются зрительный контакт, движения глаз, мимика, жесты, положение тела. Все наше поведение пронизано коммуникацией. Мы протягиваем руки, чтобы обнять кого-то, резко выходим из комнаты, хлопнув дверью, смеемся, плачем – все это примеры того, как мы используем поведение для общения.

Когда мы говорим о развитии коммуникации, необходимо в первую очередь позаботиться о том, чтобы действия ребенка влияли на поведение взрослых. Воспитанник должен понимать, что его сигналы (вокализации, мимика, движения тела, жесты) замечаются, вызывают ответную реакцию ухаживающего взрослого и становятся средством воздействия на окружающую ситуацию. Еще до начала целенаправленной коммуникации должен запуститься механизм, который, с точки зрения ребенка, можно описать как: "Мне плохо – я плачу – взрослый замечает меня и помогает мне".

Для успешного овладения коммуникацией необходимы стабильные ответы на знаки ребенка и побуждение его к проявлению своих потребностей доступными ему способами. Именно поэтому для развития коммуникативных возможностей ребенка необходимо использовать любую ситуацию контакта взрослого с воспитанником.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ 6.10.2009 г. № 373)
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский под. ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ Астрель, 2010. - 671 с.
  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004