Сетевой проект как условие социально-личностного развития обучающихся с ОВЗ

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Яковлева Любовь Васильевна, воспитатель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Федеральный государственный стандарт образования для лиц с ОВЗ предполагает формирование у обучающихся не только образовательных, но и жизненных компетенций.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию как общеучебных, так и социально-личностных качеств: умению формулировать и аргументировать собственную точку зрения; представлять свои идеи и творчески мыслить; планировать результаты и нести ответственность за них; уметь работать в коллективе и обладать навыками общения; владеть компьютерной грамотностью.

В этом учебном году мы с детьми решили принять участие в сетевом проекте. Под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности. (Полат Е.С.).

До этого у меня уже был опыт участия с детьми в интернет-проектах: "Дружба – это я+ты" на портале Сеть творческих учителей, "Эрудиты планеты" в международной интернет-олимпиаде.

Выбирая для работы тему проекта, я остановилась на сайте http://www.nachalka.com/, где учителем Асафьевой Ольгой проводился проект для обучающихся 3-4-х классов.

В ходе работы ребята должны были научиться различать памятники и скульптуры; узнать, какие бывают памятники; изучить памятники своего населенного пункта: каким событиям посвящены, когда были установлены, кто автор; найти необычный, оригинальный, памятник в своей области; создать совместный экскурсионный продукт и вместе с ребятами из других команд совершить виртуальную экскурсию.

Сетевой проект имеет свою специфику, которая заключается в следующем:

  1. Организация предварительной работы по сбору команды в профиле координатора на сайте, регистрация в проекте.
  2. Организация работы с родителями: знакомство с проектом, получение письменного разрешения на работу детей в сети интернет.
  3. Знакомство команды с планом и сроками проведения проекта.
  4. Заполнение таблиц ЗИУ (знаю, интересуюсь, умею).
  5. Знакомство со всеми командами (метка на карте Googlе).
  6. Работа в таблице продвижения команд, где выставляются все продукты проекта и происходит оценивание, взаимооценивание команд.
  7. Подведение итогов работы.

В проект были включены все участники образовательного процесса: дети, родители, педагоги. На родительском собрании раздала родителям бланки разрешения на публикацию творческих работ, фотографий детей в сети Интернет. С помощью стартовой презентации познакомила родителей и детей с проектом, выявила желающих. Собралась команда из 5 обучающихся класса. Определились с названием команды – "Почемучки Урала".

На предварительном этапе мы провели экскурсию по памятникам города, определили место своего города на общей карте в сервисе Google.

  • 1 этап "Такие разные памятники". Ребята познакомились с классификацией памятников, выяснили, что видов классификаций много. Посетили городской музей, чтобы закрепить понятия "документальные памятники", "памятники производственной деятельности". Итог – наша ментальная карта признана самой полной, команда получила Сертификат.
  • 2 этап "Памятники рядом с нами". По материалам экскурсии по городу команда создала свою виртуальную экскурсию на сервисе Padlet. Дети выбирали сами памятник, который хотели описать. Были сложности с освоением сервиса Padlet. Здесь нам помог папа одного из наших участников.
  • 3 этап "Необычные памятники". На этом этапе участники всех команд проекта создали общую презентацию "Необычные памятники". Так как в нашем городе таковых не оказалось, мы просмотрели памятники Екатеринбурга и выбрали Памятник банковской пластиковой карте.

В ходе прохождения этапов ребята оценивали правильность выполнения заданий другими командами по определенным критериям.

Продвижение команды в проекте фиксировалось в таблице "Шаги к успеху". В итоге мы оказались в числе лучших команд, которые набрали по 18 баллов.

Участие в сетевом проекте развивает все универсальные учебные действия:

  • Познавательные УУД: поиск и выбор нужной информации; умение характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать.
  • Личностные УУД: понимание причин успеха и неудач, способность к самооценке, чувство сопричастности с жизнью города, края, эстетические чувства, познавательная мотивация.
  • Регулятивные УУД: умение придерживаться цели и ориентиров деятельности; контроль результатов; коррекция собственных действий; адекватное восприятие замечаний и учет их в работе.
  • Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества со сверстниками, с педагогом в поиске и сборе информации; владение диалогом; умение договариваться, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения; формирование собственного мнения.

Считаю, что участие в сетевых проектах расширяет кругозор обучающихся, способствует развитию их познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей, умения работать в команде, формирует рефлексивные умения, навыки использования информационных технологий, стирает барьерные рамки между участниками, будь они из лицеев, гимназий или коррекционных школ.

Приложение

  • 00001
  • 00002
  • 00003