Взаимодействие воспитателя с ребенком с ОВЗ с позиции личностно-ориентированной модели

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Фёдорова Галина Николаевна, воспитатель, ГКОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит

Особое место в современной педагогике занимает воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

На сегодняшний день одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ с позиции личностно-ориентированной модели. А мы должны идти в ногу со временем.

Самым главным приоритетом в моей работе с детьми с нарушением интеллекта является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. В общении с детьми я придерживаюсь принципа: не рядом и не над, а вместе с ребенком (создавая условия для того, чтобы ребенок захотел это делать). Основная линия поведения: не подтягивать ребенка к некоторым заранее известным стандартам, а координировать свои ожидания и требования с задачей максимально полно развернуть замечаемые в ходе общения возможности личностного роста ребенка.

В каждое свое занятие включаю познавательный материал, соответствующий возрастным и психофизическим особенностям детей с нарушением интеллекта, и сочетающийся с практическими заданиями (тренингами, оздоровительными минутками и др.), необходимыми для развития навыка ребенка. В конечном итоге все занятия приносят детям радость, чувство удовлетворения, понимания значимости изучения данного направления.

Опираюсь на желания и творческие способности детей, стараюсь вовлекать их в общешкольные и классные мероприятия, где ребята могут полностью раскрыться, творчески развиваться. Возможность примерить маску и костюм, сыграть того или иного персонажа сказки или побыть в роли ведущего - все это благотворно влияет на развитие положительных эмоций, формирует у детей более точные представления о характерных особенностях персонажей.
Участие в театрализованных постановках дает детям возможность преодолеть тревожность, робость и страх перед социальным окружением, способствует формированию интегративных качеств личности, таких как активность, навыки общения и способы взаимодействия с детьми и взрослыми, самоконтроль с учетом общепринятых норм и правил поведения, первичные представления об обществе.

Многим детям очень трудно преодолеть барьер стеснения. Они не могут выступать в большой аудитории. В нашей группе есть девочка, вновь поступившая. Она была застенчивой, в ее адрес слышались иногда насмешки от ребят.

Сначала я постаралась вовлечь ее в участие в классных занятиях, в оформление тематических стенгазет. При рисовании оказалось, что она хорошо поет. Она в группе спела несколько национальных песен. Мы были в восторге. Я порекомендовала ей разучивать песни с девочками, под руководством музыкального работника. У нее поднялась самооценка, она стала выступать на праздниках.

В своей работе помогаю ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность, отмечаю достижения ребенка, а не неудачи. Концентрирую внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).

Добиваюсь, чтобы каждый ребенок проживал состояние удовлетворения собой, испытывал на себе влияние ситуации успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к деятельности.

Даю ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения. Ведь только тогда происходит становление его индивидуального "Я".

Я убедилась, что каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в последующих мероприятиях. На своих занятиях часто использую игровые ситуации, что делает увлекательным процесс обучения и воспитания, способствует появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от воспитанника преодоления собственной нерешительности, неверия в свои силы.

В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.

Организую с детьми разнообразные занятия: беседа, дидактическая игра, оздоровительные минутки, творческие и деловые игры, игры-инсценировки, комплекс упражнений, общение с природой, что способствует расширению кругозора, воспитанию культуры общения, формированию нравственных и волевых качеств. Моя работа включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. С младшего школьного возраста я учу детей любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с самим собой и миром, будет действительно здоров. Беседы, которые я провожу со своими воспитанниками, включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. Участвуя в спортивных соревнованиях с ребятами из других школ, учащиеся имеют возможность общаться с ними.

Таким образом, считаю использование личностно-ориентированного подхода важнейшим принципом воспитания. Самое главное в работе воспитателя – это ребенок, учет его интересов, возможностей и способностей, его эмоциональное и физическое состояние, его духовный мир.