Загадочный мир сказок (внеклассное занятие для 2 класса)

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Трегубова Светлана Николаевна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Цель: расширять и закреплять знания обучающихся о сказках.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с видами сказок (авторскими и народными), жанрами сказок (бытовыми, волшебными, о животных).
  • Способствовать развитию мышления и познавательной активности. 3.Развивать речь, внимание, сообразительность, память, творческое воображение.
  • Активизировать словарный запас.
  • Формировать добрые взаимоотношения.
  • Воспитывать положительные нравственные качества личности. Прививать любовь к литературе, художественному творчеству, бережное отношение к книгам.

Форма проведения: индивидуальная, коллективная, работа в группах.

Планируемые результаты

  • Предметные:
    • Научатся различать виды сказок и жанры сказок;
    • Сравнивать сказочных героев, их поступки;
    • Обосновывать выполненные задания.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные:
      • Осуществлять пошаговый контроль по результатам работы под руководством педагога;
      • Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
      • Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;
      • Оценивать результаты своей деятельности.
    • Коммуникативные:
      • Планировать учебное сотрудничество с партнером;
      • Взаимодействовать в группе;
      • Оформлять свои мысли в устной речи, делать выводы;
      • Уметь договариваться, приходить к общему решению.
    • Познавательные:
      • Выделять и формулировать познавательную цель;
      • Познакомить с героями народных сказок, авторских сказок;
      • Различать виды и жанры сказок;
      • Строить речевые высказывания в устной форме;
      • Развивать творческое воображение, логику мышления, память.
    • Личностные:
      • Формирование личностной мотивации и познавательной деятельности обучающегося;
      • Формирование чувства прекрасного и эстетического;
      • Развитие коммуникативной компетентности обучающихся;
      • Воспитание интереса к устному народному творчеству.
      • Оборудование: компьютер, книжная выставка, раздаточный материал, иллюстрации сказочных предметов, клубок ниток, музыкальное сопровождение, лепестки красного, желтого и зеленого цвета.

Ход занятия

I.Организационный момент.
(Обучающиеся сидят на стульях, полукругом.)
Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

II.Сообщение темы и цели занятия.

(Звучит сказочная музыка)

Воспитатель: Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы совершим путешествие, а куда, вы узнаете, разгадав загадку.

Что наш маленький народ в мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски! А зовется чудо … (сказка)

Воспитатель: Вы, ребята, догадались, куда мы совершим путешествие? (В сказку.) Сегодня мы приглашены в гости к сказке. Именно она, сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего занятия, тема которого "Загадочный мир сказок".
Так что же такое сказка? (Сказка – это художественное произведение, в котором есть элементы волшебного и фантастического.) Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.

III.Основная часть.

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы самые высокие, терема самые расписные, птицы самые звонкие, а чудища самые страшные.

А какая сказка у вас самая любимая? Расскажите мне. Вот я клубочек из сказки прихватила, что путь-дорожку указывает. Вы знаете, в каких сказках встречается клубочек? ("Лягушка-Царевна", где Баба-Яга дала клубок Ивану Царевичу, чтобы он нашел дорогу к Василисе Премудрой, "Три царства – медное, серебряное и золотое", где клубочек указывает Царевичу путь к нужному царству.) Пусть он и вам поможет (воспитатель первая называет любимую сказку и передает клубок ученику, ученик называет и передает другому и т.д.).
Много сказок вы знаете. Все они разные. И каждая из этих сказок достойна внимания и уважения. Ведь сказки хранят мудрость народа, его историю, мечты и надежды. Не зря многие сказки заканчиваются известным высказыванием. Чтобы высказывание назвать, нужно его собрать из частей, которые развешаны на доске.

(Обучающиеся собирают из частей известное высказывание "Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".)

Это высказывание известного всему миру писателя А.С. Пушкина. Много слышал сказок А.С. Пушкин от своей няни Арины Родионовны. Так полюбились они ему, что сам сказки начал сочинять. Да какие сказки! Всему миру известны его строки: "Жил старик со своею старухой у самого синего моря…" Узнали? (Ответы детей.)

А это что за сказка?
"Ель растет пред дворцом, а под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная, да затейница какая!
Белка песенки поет да орешки все грызет …." (Сказка о царе Салтане)

Сказки делятся на народные и авторские. Народные сказки создал народ, а авторские сказки автор. Сказки А.С. Пушкина – это авторские сказки. А каких авторов, кроме А.С. Пушкина, вы еще знаете, которые написали сказки? (Г.Х. Андерсен, Братья Гримм, Шарль Перро и другие.)

А почему А.С. Пушкин сказки назвал уроком? (Сказки нас учат выручать из беды; учат преданности и самоотверженности; учат честности, находчивости, любви к труду; учат быть добрым; помогать друг другу; бороться со злом; уметь прощать; презирать хитрецов и лгунов; трудолюбию; понимать чужую беду.)

А чему учат ваши сказки? Давайте возьмем клубочек. Пусть он вам снова поможет (воспитательница первая называет, передает клубок ученику и т.д.).

А почему все и взрослые и дети, любят сказки? (Интересно слушать; в сказке происходят чудеса; в сказках добро побеждает зло; красавица находит себе прекрасного принца.)

Теперь, я думаю, многим стали понятны слова А.С. Пушкина "Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок".

Работа с книжной выставкой:
Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.

В каждом доме есть книги, и среди них обязательно найдутся сказки. Знакомимся мы со сказками по-разному: вначале их рассказывают родители, мы с удовольствием смотрим сказки по телевизору. А позже, научившись читать, зачитываемся ими сами.

Сказки бывают разных жанров: волшебные, о животных, бытовые сказки.

(Педагог обращает внимание на книжную выставку.
Книжки расставлены по жанрам.)

Волшебные сказки – в этих сказках лебедь превращается в красную девицу, лягушка в царевну, добрый молодец в комара. Главные герои – люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев. Например: "Царевна-лягушка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Иван Царевич и серый волк", "По щучьему веленью", "Кощей Бессмертный" и другие.

Сказки о животных – в этих сказках героями могут быть не только люди, но и животные, которые умеют разговаривать, ссориться, дружить и одеваются, как люди. В этих сказках нет волшебства, но эти сказки забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, а волк злой. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый. Например: "Лисичка со скалочкой", "Лиса и журавль", "Волк и семеро козлят", "Лисичка-сестричка и серый волк", "Заюшкина избушка", "Петушок – золотой гребешок" и другие.

Бытовые сказки – это сказки о жизни, о быте людей. Это смешные, порой даже нелепые истории, которые могут произойти с человеком (с людьми). Главные герои – люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости. Животные тоже могут быть в сказках. Народ смеется над богатыми и славит бедняков. Например: "Каша из топора", "Как мужик гусей делил", "Вершки и корешки", "Умный работник", "Мужик и медведь" и другие.


Физкультминутка
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу)

Сейчас мы с вами совершим путешествие в загадочный мир сказок. Я помогу вам вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями. Дорога нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и нам нужно будет их преодолеть. Тропинки в лесу узкие, поэтому нам нужно разделиться на 2 группы (команды). Я знаю, что вы ребята дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. У меня два цветных лепестка из цветика-семицветика: красный и желтый. Они помогут нам разделиться на 2 команды. Каждый из вас берет один лепесток и садится в ту группу, которая соответствует вашему лепестку. (Обучающиеся делятся на 2 команды.)

1 задание "Сказочные пары"

Вы, ребята, знаете, что во многих сказках у героев двойные имена. У вас на столах карточки с именами сказочных героев. В первом столбике одна половинка имени, в другом – вторая. Но они стоят не по порядку. Вам нужно стрелочками соединить половинки так, чтобы получилось имя героя сказки.
(Обучающиеся выполняют задание.
Затем 1 обучающийся из группы выходит отвечать.)

1 группе.
Змей Квакушка
Иван Цокотуха
Лягушка Горыныч
Муха Шапочка
Мышка Бессмертный
Василиса Царевич
Красная Прекрасная
Кощей Норушка

2 группе.
Лисичка Лягушка
Сестрица Иванушка
Царевна Дурак
Василиса Сестричка
Иван Яга
Зайчик Аленушка
Братец Премудрая
Баба Побегайчик

2 задание "Чей предмет"

Ребята, у вас на парте лежат картинки предметов, которые принадлежат сказочным героям. Вы должны назвать героя сказки, которому принадлежит данный предмет, и дать название сказки.

1 группе: корзина с пирожками, хрустальная туфелька, яйцо.
2 группе: ступа и метла, золотой ключик, горошина.

(Обучающиеся выполняют задание.
После обсуждения выходит 1 обучающийся из группы отвечать.)

3 задание "Соедини половинки"

В сказках очень много фраз, которые известны всем. Этими высказываниями заканчиваются сказки. Ваша задача: собрать эти высказывания, а потом прочитать.

1 группе: "Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало",
"С тех пор жили они долго-долго и очень счастливо".

2 группе: "Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец",
"И стали они жить-поживать, да добра наживать".

4 задание "По отрывку из сказки определить, какой жанр"

Каждой группе дается по 2 отрывка из сказок. Обучающиеся должны определить, какая из них – сказка о животных, какая бытовая (о жизни людей), какая – волшебная; дать название сказки.

1 группе:
1.Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка-сестричка. Вот как пошли заморозки, стал Заинька линять. А как пришла зима студеная, со вьюгой да со снежными сугробами, Зайка с холоду и вовсе побелел. И надумал он себе избу строить. Увидала это лиса. (Сказка о животных "Заюшкина избушка".)

2.Старуха принесла котел, солдат вымыл топор, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
Ну, как? спрашивает старуха.
Скоро будет готова, солдат отвечает, жаль вот только, что посолить нечем.
Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал. (Бытовая, "Каша из топора".)

2 группе:
1.Говорит лиса: "Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: ловись, рыбка, большая и маленькая, ловись, рыбка, большая и маленькая. Потом вытащи хвост из проруби – увидишь, сколько рыбки на хвост нацепляется". Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и сидит. А лисичка рыбки наелась и тоже прибежала к реке. (Сказка о животных, "Лисичка-сестричка и волк".)

2.Емеля и говорит: "По щучьему веленью, по моему хотенью – ступайте, ведра, сами домой …" Только сказал – ведра сами пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами. Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь. (Волшебная, "По щучьему веленью".)

5 задание – творческое
"Инсценировать сказку "Репка"

Между обучающимися распределяются роли, воспитатель раздает маски. Рассказывает сказку рассказчик (обучающийся). Сказка заканчивается мудрой фразой: "Тут и сказке – конец, а кто слушал – молодец".

IV.Итог занятия.
Вот вы и стали сказочниками. Наше путешествие в мир чудес и волшебства закончилось. Благодаря вашим знаниям, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна.
О чем мы сегодня с вами говорили?
Что нового вы узнали на занятии?
Что же объединяет сказки? (Добро побеждает зло, все заканчивается хорошо, все сказки учат добру.)
На доске написано начало предложения, а вы должны его продолжить.
Сказки учат … (доброте, честности, находчивости, любви к труду);
В сказках добро … (побеждает зло);
В каждой сказке есть … (доброта и привычка выручать из беды).

Да, сказки собирают народную мудрость, учат нас добру, ценить красоту. Недаром они заканчиваются словами: "Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".

V.Рефлексия.
У вас на столах лежат лепесточки красного, желтого и зеленого цвета. Если на занятии вам было все понятно, и вы запомнили, о чем мы говорили, то поднимите красный лепесток. Если вам было что-то непонятно, то желтый. Если ничего не запомнили, то зеленый.
Вы хорошо поработали! Молодцы!

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Виды сказок.pdf)Виды сказок.pdf55 Кб
Скачать этот файл (Высказывания.pdf)Высказывания.pdf62 Кб
Скачать этот файл (Приложение к занятию.pdf)Приложение к занятию.pdf88 Кб