Особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью: ключевые требования и первый опыт

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шафран Тамара Леонидовна, заместитель директора по УВР, МКОУ "С(К)ОШ", Ноябрьск

Современная система специального образования вошла в ответственный и важный период. Он связан с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью.

При реализации ФГОС следует принять во внимание, что его идеология построена на двух условно выделенных взаимодополняющих составляющих: "академический компонент" и "компонент жизненной компетенции" [1].

"Академический" компонент в соответствии с концепцией ФГОС рассматривается в структуре и содержании образования обучающихся как накопление ими потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем.

Компонент "жизненной компетенции" предусматривает овладение компетенциями, уже сейчас необходимыми учащемуся в самостоятельной обыденной жизни.

Формирование у обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости жизненных компетенций должно быть обеспечено за счёт содержания каждой образовательной области. При этом формирование жизненной компетенции учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями должно составлять основное содержание образования, что следует раскрыть в специальной индивидуальной программе развития [1].
Таким образом, впервые ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработан не столько в целях овладения учениками программным материалом по различным дисциплинам, сколько для обогащения социального опыта этих детей, для расширения социальных контактов в доступных для них пределах.

Анализ примерных учебных планов примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями показал, что впервые введён учебный предмет "Речевая практика". Коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка" заменен курсом "Основы социальной жизни". Содержание учебного предмета "Русский язык" (ранее, до внедрения ФГОС – письмо и развитие речи) дополнено разделами "Практические грамматические упражнения и развитие речи". В предмет "Мир природы и человека" включён весьма значимый раздел "Безопасное поведение". Очень важно, что произошло увеличение видов деятельности, связанных с осуществлением наблюдений, а также числа практических работ, экскурсий для ознакомления и накопления учащимися с умственной отсталостью социального опыта.

В 7 - 9 классах предусматривается введение предмета "Информатика". Содержание предмета "Биология" дополнено разделом "Человек и его здоровье", в раздел "Растения" включены темы, имеющие практическую направленность, а именно: "Фитодизайн", "Заготовка овощей на зиму", "Лекарственные растения". Для обучающихся 10-12 классов предусмотрен предмет "Этика семейной жизни".

В свою очередь, в отношении обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью на первое место выходит достижение личностных образовательных результатов, жизненных компетенций. Так, например, дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта должны не просто освоить навыки счёта, а научится пользоваться ими в бытовых ситуациях, например, чтобы приобрети те или иные товары в магазине, разделить продукты на порции для приготовления пищи и т. п.

Учитывая, что последующая жизнь учащегося будет иметь опредёленные ограничения, акцент при организации его образовательной деятельности нужно сделать на дополнительные возможности коммуникации.

Большое внимание следует уделить развитию у детей коммуникативных умений, альтернативной коммуникаций (то есть общения с помощью рисунков, пиктограмм и т. п.). В случае объективной необходимости учащегося с тяжёлыми нарушениями интеллекта, с множественными отклонениями в развитии необходимо научить пользоваться заменяющими речь устройствами, вступать в контакт при помощи традиционных и альтернативных средств общения.

Реализуя ФГОС, в нашем учреждении уже второй год реализуется проект "Формирование у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии жизненных компетенций за счёт расширения социальных контактов с социумом". Реализация данного проекта обеспечивает формирование у обучающихся практических умений в области социальных отношений. Так, ежедневно при помощи взрослых (педагогических работников школы, родителей) школьники учатся пользованию объектами социального назначения, транспортом, средствами связи, и др. Благодаря проекту удаётся максимально расширить образовательное пространство. В частности, предусмотрен выход обучающихся за пределы учреждения в целях расширения сферы их жизненной компетенции. Школа поддерживает сетевую форму взаимодействия со специалистами разного профиля с использованием ресурсов иных организаций.

Таким образом, внедрение ФГОС требует пересмотра содержания образования обучающихся с ОВЗ, расширения форм взаимодействия с социальным окружением. Для школьников с умственной отсталостью на первый план выступает необходимость овладеть личностными результатами освоить комплекс социальных (жизненных) компетенций. Благодаря этому обучающиеся с названным нарушением успешно осваивают социокультурный опыт.

Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" [Электронный ресурс]
  • 00001
  • 00002
  • 00003