Формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов через психолого-педагогическое сопровождение

Рычкова Ирина Валерьевна, педагог-психолог, Новоуральский филиал ГБПОУ  "СОМК", Новоуральск

Цель:

  • обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого обучающегося;
  • содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;
  • содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
  • оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.

Задачи:

  • психологическое просвещение по решению проблем укрепления здоровья (выступление на родительских собраниях по вопросам профилактики вредных привычек, организация психолого-педагогических семинаров);
  • выявление индивидуально-психологических особенностей студентов первого курса для помощи в адаптации к учебному процессу;
  • оказание обучающимся психологической поддержки, для профилактики девиантного поведения и преодоления неуспеваемости, отсева, социально-педагогической запущенности через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
  • формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию (тренинг общения, тренинг личностного роста);
  • обеспечение условий для поддержания психологического здоровья педагогов (снятие психоэмоционального напряжения);
  • психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;
  • повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса (проведение психолого-педагогических семинаров);
  • Создание благоприятной социально-педагогической среды, способствующей профессиональному становлению и индивидуальному развитию студентов.

Условия формирования профессиональных компетенций:

  • проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения пациента и его окружения, санитарно-гигиеническое воспитание, участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • понимание сути и социальной значимости своей будущей профессии, умение брать на себя ответственность за ведение командной работы, а также за работу участников команды и результаты выполненных заданий, способствует совершенствованию личностных качеств медицинской сестры, соответствующих требованию Этического кодекса медицинской сестры России.

Условия развития общих компетенций:

  • диагностика начального уровня готовности студентов к медицинской деятельности;
  • формирование мотивации профессионального самосовершенствования, ценностного отношения к деятельности медицинской сестры;
  • развитие профессионально важных качеств (коммуникативной компетентности, эмпатии, адекватной самооценки);
  • учет современных требований к личности медицинской сестры, а также индивидуальных особенностей личности, самоопределения студента относительно содержания и способов самореализации в профессиональной подготовке;
  • применение активных методов развития профессионально важных качеств в процессе психолого – педагогического сопровождения студентов в период обучения.

Функции педагога-психолога

  • Формирование психологической культуры студентов, их родителей, педагогических сотрудников
  • Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности студентов, её микросреды, условий жизни
  • Установление сотрудничества с органами психолого-медико-педагогической поддержки
  • Осуществление деятельности по сохранению соматического и психологического благополучия студентов
  • Система мероприятий по психологическому просвещению
  • Классный час"Профилактика алкоголизма среди молодежи"
  • Классные часы"Курение убивает"
  • Информационный час "Наркотики -путь в никуда"
  • Дискуссионный час"Проблема ВИЧ\СПИД – реальность или миф?"
  • Тренинг методом арт-терапии по профилактике употребления алкоголя"Трезвей пока молодой"
  • Ко Дню памяти погибшим от СПИДа: тренинг"Мои ценности жизни",
  • классный час"ВИЧ касается каждого!"
  • Ко Дню против табачного дыма:
  • Классный час"Мы против табачного дыма"
  • Система классных часов и тренингов
  • Серия адаптационных тренингов"Давай знакомиться!":
  • Занятия с элементами тренинга по профилактике ВИЧ/СПИДа и навыков соблюдения личной безопасности
  • Тренинг"Что такое стресс и как с ним бороться…"
  • Тренинг"Проблема трудоустройства, составление профрезюме, подготовка к собеседованию с работодателем"
  • Серия адаптационных тренингов"Давай знакомиться!":
  • Занятия с элементами тренинга по профилактике ВИЧ/СПИДа и навыков соблюдения личной безопасности
  • Тренинг"Что такое стресс и как с ним бороться…"
  • Тренинг"Проблема трудоустройства, составление профрезюме, подготовка к собеседованию с работодателем

Коррекционное направление

  • Содействие личностному и интеллектуальному росту, развитию творческих и познавательных способностей.
  • Создание условий для приобретения обучающимися и педагогами психологических знаний и навыков, необходимых для получения профессии, достижения успеха в жизни.
  • Оказание помощи в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
  • У 17 из 32 студентов (53%), входящих в"группу риска", в настоящее время наблюдается устойчивая динамика в повышении профессионального самосознания и психологической компетентности.

Консультационная работа

Проблемы, затронутые на консультациях со студентами:

  • поведенческие;
  • эмоциональные;
  • проблемы отношений с родителями, преподавателями;
  • проблемы обучения.

Причины обращения:

  • проблемы в личной жизни;
  • взаимодействия в педагогическом процессе;
  • личностное самоопределение;
  • стресс и депрессия.