Игровые технологии в логопедической работе с детьми со сложной структурой дефекта

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ватолина Татьяна Александровна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Ачитская СКОШИ", Ачит

На протяжении 6 лет я занималась с девочкой, имеющей  сложную структуру дефекта. У неё выявлено недоразвитие высших психических функций, системное недоразвитие речи тяжёлой степени, вследствие   ППЦНС, ДЦП. Словарь у ребёнка был резко ограничен.

Детский церебральный паралич тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте. Такой ребенок нуждается в особой помощи при обучении. Ведь очень часто он понимает гораздо больше, чем может сказать или показать.

При первичном обследовании  выяснилось, что у ребенка правосторонний парез, девочка левша, передвигается только с помощью взрослого, обслуживать себя не может. Не сформировано звукопроизношение, фонематический слух, мелкая моторика не развита.  Речь состоит из отдельных звуков типа - А_А_А, У_У_У…, она умела подражать кошке и собаке - гав, мяу.  Словарь у девочки состоял из пяти слов (мама, папа, баба, дай, на).  Развитие речи у 10 летней девочки было на уровне 2-3 летнего ребёнка.

ПРОБЛЕМА: Формирование у детей с ДЦП речи происходит замедленно и трудно. Ребёнку работать не интересно и не хочется.

Я задумалась: "Как работать с таким ребенком, чем заинтересовать?"

Поняла, что мне необходимо разнообразить приёмы, методы своей работы для того, чтобы удерживать внимание ребёнка со сложной структурой дефекта в процессе занятия, т. к. логопедические занятия бывают зачастую трудны и однообразны.

Я поставила перед собой цель: Создать условия для формирования речи у ребёнка с ТНР и ССД, используя   игровые технологии.

Задачи:

  • Повысить мотивацию на логопедических занятиях;
  • Активизировать деятельность девочки к логопедическим занятиям;
  • Наладить сотрудничество между ребёнком и логопедом и родителями;
  • Создать положительное эмоциональное  состояние в процессе занятия.

Оптимальному решению вышеперечисленных задач способствовала учебная игра. В логопедической работе игра выполняет коррекционную и развивающую функции. Игру я использовала в качестве занятия или его части и проводила на любом его этапе. Ига, игровые моменты способствовали снятию барьера страха речи, снятию неуверенности в своих силах.

Для развития артикуляторного аппарата, постановки звуков, автоматизации, дифференциации, формированию лексико-грамматической стороны речи и фонетико-фонематического слуха на своих занятиях применяла сюжетно-ролевые игры и настольные игры, т.к. девочка самостоятельно не передвигается,  подвижные игры  не доступны.

На своих занятиях использовала игры на развитие речевого, фонематического слуха, для формирования правильного звукопроизношения,  дидактические игры, творческие игры, игры, направленные на развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения, на развитие мелкой моторики.

Также на своих занятиях использовала компьютерные игры, игры с водой (льдом) и песком.

С целью:

  • нормализовать мышечный тонус;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • растормаживать речевую функцию;
  • развивать и корригировать сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление) и сенсорные способности;

Используя игровые технологии, моя ученица от лепетных слов  перешла на простые слова, отвечающие на вопросы Кто?  Что?   Затем в её словаре появились слова прилагательные, глаголы. Она начала составлять простые предложения. А по окончанию 9 класса успешно  сдала экзамен.

Итак, целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития, с использованием игровых технологий позволило значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Игровая деятельность способствовала активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции   нарушений речи у детей со сложной структурой дефекта.

Литература

  1. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик, пособие для воспитателя "Воспитание детей в игре", М., "Просвещение", 1983 г.
  2. Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, программа "Радуга", М.: "Просвещение" , 1993г.
  3. В.И.Логинова, П.Г.Саморукова, "Дошкольная педагогика" (Творческая сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста), М., "Просвещение", 1988г.
  4. Г.М.Лямина, "Воспитание и развитие детей раннего возраста", М., "Просвещение", 1981г.
  5. Л.В.Белкина, "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ", ТЦ "Учитель", 2006г

Поиск