Интерактивная песочница - как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Варламова Татьяна Евгеньевна, учитель-логопед, МКДОУ "Натальинский детский сад № 4", Натальинск

Значительное увеличение детей с особыми образовательными потребностями - одна  из острейших проблем современного образования, которая требует поиска различных путей решения, внедрения здоровьесберегающих технологии в коррекционную работу.

Цель воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении состоит в максимальном включении в воспитательно-образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности.

Использование в логопедической работе  оздоровительной технологии "интерактивная песочница" стало традиционным и позволило повысить динамику состояния здоровья воспитанников.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Можно с уверенностью сказать, что песочница предоставляет собой новый, интерактивный недорогой психолого-педагогический ресурс.

Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается "мануальный интеллект" ребенка.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас — речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми  особыми образовательными потребностям.

Упражнение "Поздороваемся с песком".

Начало занятий с песком. Положите ладони на песок и расскажите ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?" Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); "пройдитесь" по песку каждым пальчиком поочередно.

  • Скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки);
  • пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы;
  • создать причудливые узоры, используя отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук;
  • "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно, сгруппировать пальцы по два, три, создать загадочные следы;
  • играем как на пианино или клавиатуре компьютера.

Игры в классической песочнице.

Сейчас мы попробуем игры на развитие диафрагмального дыхания. Набирать воздух через нос, не поднимая плечи, и надувать живот"шариком". Выдыхайте медленно и плавно. Старайтесь так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

  1. "Озеро" Следуя правилам дыхания, через нос набираем воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдуваем ямку в песке, чтобы открылось голубое дно.
  2. "Что под песком?" Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувается песок - открывается изображение.
  3. "Мой город". Приглашаются 2-3 ребенка (стоят полукругом у песочницы).
    Предлагаю каждому выбрать для себя одну - две фигурки из коллекции.
    Все выбрали? Подготавливаем место для своих фигур, устанавливаем, и по очереди сочиняем совместную сказку про город в котором мы оказались. Первый начинает, остальные продолжают, последний придумывает интересное завершение.
  4. Игры на песочном планшете.

Игра направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия. Очертить середину вертикальной линией. Рисовать указательными пальцами обеих рук одновременно.

  1. Рисуем круг (параллельно, на встречу, друг от друга).
  2. Рисуем треугольник (параллельно, на встречу, друг от друга).
  3. Рисуем квадрат (параллельно, на встречу, друг от друга).
  4. "Дерево". Сейчас я продемонстрирую рисование дерева, затем желающий повторит.
  5. "Корабль". Теперь рисунок корабля с помощью карточек. (Показываю - повторяют)
  6. А сейчас групповая работа. По очереди рисуем совместную картину. Каждый добавляет что-то своё. Отличная картина получилась!

Таким образом, использование песочницы позволяет добиться  устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состоянии  на логопедических занятиях.

Литература

  1. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2005
  2. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017.- 63с.

Поиск