Использование коррекционных приемов для развития восприятия и понимания текста как средство формирования коммуникативной функции речи обучающихся с умственной отсталостью

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Семёнова Наталья Евгеньевна, учитель-логопед, МАОУ "Школа-интернат № 53", Новоуральск

Коммуникативная направленность должна стать одной из ведущих целей воспитания и обучения. В этом плане индивидуальные занятия по коррекции нарушения процесса чтения обучающихся, организованные по принципу учебного диалога, дают учителю-логопеду наибольшие возможности в подборе различных заданий для речевого развития. Такие занятия создают условия для общения как с учителем-логопедом, так и в последствии с учителем и одноклассниками, в процессе обсуждения и анализа литературного произведения.

Порядка 80% информации передается с помощью невербальных средств общения. Умелое применение разнообразной наглядности, соблюдение требований, предъявляемых к качеству пособий, дозированность количества наглядности делает занятие более интересным и продуктивным как для учителя-логопеда, так и для обучающихся.

К невербальным средствам общения можно отнести и игры мимики и жестов. Тематика таких игр может быть разнообразна. Например:

  • Игра «Какой на вкус». При помощи невербальных средств общения покажи кислый лимон, сладкую конфету и т.п.
  • Игра «Покажи». С помощью невербальных средств общения дети изображают свое удовольствие от получения подарка, выражение радости при встрече с близкими людьми, жалость при виде бездомного щенка и т.п.
  • Игра «Как говорят части тела?» Как говорят плечи «я не знаю»? Как говорит палец «иди сюда»? Как говорит нога малыша, требуя «я хочу»?

Задания подобного рода развивают у детей эмоциональность, умение выражать свои чувства, владеть своим телом, готовят обучающихся к инсценировке и драматизации.

Развитие смысловой догадки является весьма эффективным методическим приемом, способствующим коррекции аналитико-синтетической деятельности, воображения, связной устной речи. Например, возможны варианты развития смысловой догадки перед началом чтения произведения:

- Как ты думаешь, произведение с таким названием будет веселым или грустным? Почему так решил(а)?

- Можно ли после названия этого произведения поставить вопросительный знак? Почему ты думаешь, что можно? Прочитай, как будет звучать название в этом случае. Давайте, сравним два варианта. Давайте порассуждаем. А теперь прочитаем произведение и узнаем, почему не поставлен вопросительный знак в названии сказки, что же там произошло на самом деле, какой вариант был ближе всего к правильному ответу.

- Прочитай название произведения. Можно ли по названию произведения определить его жанр? Можно ли из названия узнать, кто будет главными героями этого произведения? Можно ли сказать, положительные это герои или отрицательные? Почему? Все ли слова из названия понятны? Какие слова не знакомы? Спроси о значении этих слов у одноклассников или посмотри в словаре.

Работая над развитием коммуникативной функции речи обучающихся, следует отдельно остановиться на формированию умения самостоятельно составлять и задавать вопросы к тексту.

- Игра "Почемучка". Задай вопрос, который бы начинался со слова «почему». Задай как можно больше вопросов к предложению (абзацу).

- Работа с подстановочными таблицами. В первой части таблицы записываются начальные слова вопроса, а во второй ее части формулируются отдельные элементы ситуаций или дается иллюстрация. Обучающийся формулирует вопросы, используя начальное слово вопроса или иллюстрацию.

Наличие алгоритма ответа позволяет обучающемуся развернуто и правильно отвечать на задаваемые вопросы. Задание подобного рода приучают к определенной форме ответа на вопрос. Работа с алгоритмом ответа является подготовительной к работе по структурированию и лексическому оформлению высказываний. Она осуществляется после первичного прочтения текста и разбора содержания прочитанного.

Практически на каждом занятии учитель-логопед предлагает обучающемуся выборочно прочитать какой-либо отрывок произведения по заданию. Предлагая задания для выборочного чтения, не стоит забывать о том, что после прочтения нужного отрывка можно спросить ребенка об его личном отношении к поступку героя, к событиям, описанным в отрывке и т.п. При таком подходе задания по выборочному чтению будут направлены на развитие связной устной речи обучающегося и коммуникативной функции речи. Например:

- Найди ту часть рассказа, которая подходит к данному рисунку. Прочитай эту часть. Расскажи (или прочитай), что происходило до этого, что будет происходить потом.

- Выбери рисунок, подходящий к строчке стихотворения, начинающейся со слов... (отрывку рассказа, начинающегося словами...). Найди и прочитай эту строчку (отрывок). Насколько точно изображено на рисунке описанное в тексте? А какую бы ты сделал иллюстрацию, расскажи.

- Подбери к каждому слову из первого столбика пару из второго столбика, связанную с ним по смыслу. Докажи правильность своего выбора словами из текста.

Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации. Это умение реально оценивать свои речевые навыки, проявлять инициативу при ведении диалога, активно и эмоционально участвовать в диалоге, внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы, грамматически правильно оформлять свои высказывания.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск