Коррекционная работа с обучающимися с интеллектуальными нарушениями средствами мультипликации. Проектная деятельность по созданию мультфильма

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Сухогузова Эльмира Раисовна, учитель-дефектолог, педагог-психолог, ГКОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у обучающихся развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить и запомнить на основе словесного объяснения взрослого в процессе образовательной деятельности, легко усваиваются, если эти знания даются ему с помощью вспомогательных средств с использованием образов и образных фантазий, открывающих новые возможности для развития речи. Таким средством может являться студия детской мультипликации. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для школьников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала, расширение социального пространства, формирование коммуникативных навыков.

Учитывая вышеизложенные аспекты, предоставляется возможным повысить уровень психического развития детей, имеющих нарушения интеллекта, если систематически проводить совместную деятельность посредством мультипликации. Основная цель по обучению детей мультипликации – коррекция психического развития обучающихся, через воспитание у детей устойчивой потребности в творчестве, основываясь на их внутренних возможностях и резервах.

В результате совместной деятельности, дети дифференцируют значения пространственных наречий (вверх – вверху, вниз – внизу, вперед – впереди, назад – сзади, слева - налево справа - направо, внутри – снаружи), понимали значение слов: "из-за", "из-под", "через". Также расширяется словарный запас обучающихся, происходит их эмоционально – чувственное раскрепощение, находящее свое выражение в речевых высказываниях, формируется культура речи, культура поведения, развиваются коммуникативные навыки, развивается творческий потенциал обучающихся, повышается уровень психического развития детей в целом. Также в процессе реализации проекта происходит развитие навыков сотрудничества со сверстниками при групповом и командном творческом взаимодействии:

  • овладение правилами поведения на занятиях;
  • умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование первоначальных представлений о видах анимационных техник;
  • овладение навыками сценической речи при звуковом сопровождении мультфильмов;
  • приобретение первоначальных знаний о способах "оживления", т.е. движения мультипликационных героев на экране и умений применять их для создания мультипликационных фильмов.

Средства реализации проекта:

  • чтение, изучение сказок;
  • инсценировка сказок;
  • рисование персонажей сказок;
  • создание мультфильмов;
  • фото-видеосъемка;
  • презентации мультфильмов для родителей и детей.

Этапы реализации проекта

1 этап. "Предварительная работа" - знакомство со сказками.

С помощью сказок уделяется особое внимание нравственному и духовному развитию личности пока еще маленького человека.

Каждая сказка несет в себе нравственное качество.

Младший школьный возраст – сенситивный, т.е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль.

2 этап. "Разработка сюжета".

Дети придумывают героев мультипликационного фильма сами или по выбранному сценарию. На этапе разработки сюжета, записываются любые варианты сюжета, проговариваются вместе с детьми возможные варианты завязки, развития и развязки.

Героев будущего мультфильма дети наделяют разными качествами, оживляют их. Результатом работы на данном этапе становится выработка единого мнения в написании сюжета мультипликационного фильма.

3 этап. "Этап реализации" - непосредственная реализация проекта. Работа над мультфильмом, озвучивание. Результатом данного этапа становится создание новой продукции — мультипликационного фильма.

Самый волнительный момент настает, когда приходит очередь просмотра и демонстрации созданного мультфильма. Это несравнимое чувство удовлетворения результатом своего труда, которое возникает у обучающихся.

Реализация данного проекта способствует всестороннему развитию личности обучающихся, формированию у обучающихся учебной мотивации через ситуацию достижения успеха, развитию коммуникативных навыков. 

Поиск