Использование электронного учебно-методического ресурса «Учебно-методический комплекс» участниками коррекционно-педагогического процесса, направленного на оказание комплексной помощи детям с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Чехлова Ольга Викторовна, учитель-дефектолог, учитель-логопед, ГКОУ СО "Новоуральская Школа № 2", Новоуральск

С 13 по 26 июня этого года специалисты ТПМПК  ГКОУ СО "Новоуральская школа №2" проходили обучение на курсах повышения квалификации, проводимых специалистами   ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по программе "Организация образования обучающихся с выраженным нарушением интеллекта, с тяжелыми и множественными нарушениями развития".

В рамках данной программы состоялось знакомство с электронным учебно-методическим ресурсом, разработанным экспертами Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области и Псковского государственного университета "Учебно-методический комплекс".

На этом сайте представлены материалы для   разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Они включают в себя

  • Cодержательное наполнение компонентов СИПР
  • Выбор ожидаемых результатов для включения в СИПР
  • Понимание путей и способов достижения ожидаемых результатов
  • Видео-иллюстрация примеров работы с детьми
  • Ориентация и выбор дидактического материала для работы с учащимися
  • Cоставление СИПР в режиме "онлайн" с помощью программы-конструктора
  • Создание рабочих тетрадей для занятий с детьми
  • Возможность задать вопрос и получить консультацию.

В данной статье хотелось бы поделиться знаниями о возможностях, которые открывает этот ресурс для всех участников коррекционно-педагогического процесса, направленного на оказание комплексной помощи детям с ОВЗ.

В структуру УМК включены следующие блоки и разделы:

1 блок – нормативно-правовой – содержит ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта, второй вариант примерной АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, примеры положений, приказов и других локальных актов, а также ссылки на иные нормативно-правовые документы.

Особое внимание хотелось бы уделить материалам, собранным во 2 блоке – содержательном, который  включает 10 учебных предметов и 4 коррекционных курса.

Каждый предмет и курс предваряется краткой пояснительной запиской и списком рекомендуемой литературы и полезными ссылками по соответствующей  тематике. В блоке, в общей сложности, представлены 1 237 образовательных задач, сформулированных в форме возможных (ожидаемых) результатов и методических рекомендаций к ним по учебным предметам и коррекционным курсам для включения их в СИПР.

Для удобства пользования образовательные задачи пронумерованы (например: "1.3.1.2", где первая цифра – номер учебного предмета или коррекционного курса, вторая – номер раздела программы учебного предмета или коррекционного курса, третья – номер подраздела (не всегда имеется) и последняя – номер образовательной задачи для внесения в СИПР). Для некоторых образовательных задач имеются ссылки на видеоматериал, иллюстрирующий возможные подходы к реализации образовательных задач. По ряду разделов учебных предметов "Окружающий природный мир" и "Окружающий социальный мир" приложен материал для создания заданий и рабочих тетрадей с целью формирования представлений у обучающихся. Кроме того, предлагаются фотографии примерного предметного и изобразительного материала, который может использоваться специалистами в ходе реализации СИПР. 

3 блок – технологический – представлен алгоритмом по разработке СИПР в виде презентации и программой-конструктором, позволяющей сформировать содержательный раздел СИПР и вывести его в текстовом формате. Пользуясь данным инструментом, специалисты экспертной группы могут составлять и затем редактировать СИПР на своих обучающихся.

4 блок – приложения АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области (ЦЛП); примеры специальных индивидуальных образовательных программ развития, используемых в ЦЛП; примеры календарно-тематического планирования и примеры авторских программ внеурочной деятельности обучающихся. Примеры СИПР, представленные в приложении, помогут педагогу сориентироваться в составлении как индивидуальной программы в целом, так и ее содержательного раздела в частности. Календарно-тематический план составляется на группу обучающихся, чьи образовательные задачи, включенные в СИПР, оказываются одинаковыми или близкими по сложности. Такие дети могут объединяться в одну группу для проведения совместных уроков (занятий). Примеры авторских программ внеурочной деятельности могут быть использованы для занятий с детьми или для составления других подобных программ организациями, в которых происходит воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями.

5 блок – консультационный – позволяет сформулировать и направить вопросы разработчикам УМК, найти ответы в разделе "часто возникающие вопросы", оставить отзыв, выразив свое мнение о ресурсе и предложения по совершенствованию УМК. Через данный блок вы можете также прислать свои материалы (файлы с примерами СИПР, методические рекомендации, фотографии материалов и оборудования и др.), которые будут рассмотрены разработчиками УМК и по согласованию с авторами включены в соответствующие блоки и разделы УМК.

Я надеюсь, что использование материалов данного ЭОР поможет специалистам, родителям при создании специальных условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Позвольте выразить искреннюю благодарность сотрудникам Псковского государственного университета за пропаганду эффективных коррекционных практик образования и оказания комплексной помощи детям с ИН и ТМНР.

Поиск