Физическое развитие детей с нарушением интеллекта с использованием дистанционных технологий

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Хомова Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования, ГБУ СО "ЦППМСП "РЕСУРС", Екатеринбург

Физическая культура и спорт играют большую роль в двигательном развитии детей с интеллектуальными нарушениями, способствуя их физической реабилитации. На физическое развитие, двигательные способности оказывает влияние тяжесть интеллектуального развития, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.

В последние годы активно развивается дистанционное обучение, которое зачастую является единственным шансом получить образовательную деятельность для тех детей, кто в силу разных причин не может воспользоваться традиционными формами обучения и, находясь на домашнем обучении, ведут малоподвижный образ жизни.

Двигательное развитие детей с интеллектуальными нарушениями проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Плохо сформированы тонкие и точные движения рук, жесты, мимика.

Дистанционные технологии помогают вовлечь ребенка в разные формы активности, в том числе регулярные занятия физической культурой. Цель использования дистанционных образовательных технологий при организации занятий физической культурой в отделении дополнительного образования ГБУ СО ЦППМСП "Ресурс" - укрепление психофизического здоровья, гармоничное и всестороннее развитие личности, формирование потребности детей в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности, потребности вести здоровый, спортивный образ жизни.

К нарушениям в развитии двигательных способностей относят нарушение координационных способностей и отставание в развитии физических качеств.

Мы используем на своих занятиях упражнения с мячом, поднимание туловища из положения лежа, ходьба (темп различный), бег, прыжки. Все это благотворно влияет на точность движений в пространстве, координацию и ритм движений, пространственную ориентировку, равновесие.

На занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) значительно увеличивается двигательная активность ребенка, согласованность координации и точности движений, укрепляется мышечный тонус. Упражнения благоприятно влияют на организм, помогая ребенку совершенствовать свое тело. У детей с интеллектуальными нарушениями развивается ценное отношение к своему организму и организации двигательного режима. Ребенок приобщается к систематическим, регулярным занятиям лечебной физкультурой.

Организация комплексных занятий физической культурой с использованием дистанционных технологий ориентирована на расширение кругозора обучающихся с интеллектуальными нарушениями, развитие познавательной деятельности, формирование положительных личностных качеств: смелости, собранности, упорства, настойчивости. Дети знакомятся и изучают организм человека, формируют представление о здоровом образе жизни, знакомятся со способами профилактики простудных заболеваний и т.д. Просматривая и обсуждая презентации о спорте в России, спортсменах (олимпийцах и параолимпийцах) у обучающихся формируются гордость, патриотизм, любовь к Родине.

Использование дистанционных технологий позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении с учетом особенностей обучающегося . Для каждого ребенка формируется индивидуальный учебный план, разрабатывается программа, подбирается индивидуальный комплекс упражнений, разрабатываются рекомендации. Для коррекции различных нарушений у детей используется многообразие физических упражнений, методических приемов. У многих воспитанников есть проблемы не только с нарушением интеллекта , но и со зрением, осанкой, поэтому используются кратковременные перерывы на занятиях (1-3 мин.), физкультминутки. Также в работе используются изображения разного рода траекторий, по которым дети “бегают” глазами; игру “Весёлые человечки”, “Бабочка”. Используются упражнения для тренировки мышц век, улучшения кровообращения и расслабления глаз, снятия утомления глаз. Теоретический материал преподносится в форме бесед, презентаций, видеофильмов, творческих заданий.

Занятия оздоровительного характера должны вызывать у ребёнка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать двигательные упражнения, дистанционные формы при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяют обеспечить ребенку эти реакции вне зависимости от места обучения.

 Дистанционное обучение предоставляет возможность ребенку сформировать нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни, ведь каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать ребенка вести подвижный, двигательный режим необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни.

Поиск