Формирование экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках цветоводства и декоративного садоводства

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Старкова Наталья Владимировна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Проблема взаимоотношений "человек-общество-природа" одна из тех, которая все более волнует современное общество. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, является целью национальной экологической политики в сфере образования.

Предмет "Цветоводство и декоративное садоводство" способствует формированию у обучающихся системы научных и практических знаний, умений о мире природы, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

  Организация уроков цветоводства позволяет обучающимся опираться на жизненный опыт и в дальнейшем переносить полученные знания и умения в повседневную жизнь. А именно ухаживать за комнатными растениями дома, выращивать цветочные растений в саду. Поэтому сам по себе этот вид деятельности уже мотивирован.

Все виды деятельности на уроке связаны с практикой, во-первых, с объектами (комнатные растения в помещениях школы и насаждения в открытом грунте), во-вторых с сезонностью, в-третьих необходимостью обеспечить жизнь и рост этим объектам. Обучающиеся прочно осваивают навыки по уходу за растениями, формируются представления о закономерностях развития растений, о классификации (растения открытого грунта и комнатные, однолетние и многолетние), о морфологии (корень, стебель, лист).

 Пришкольный цветник в полной мере способствует формированию экологической культуры школьников. Обучающиеся старших классов отвечают за свой "лучик" в цветнике, это приучает к ответственности –посадить на свой лучик цветы, поливать их, а потом прополоть от сорняков. Каждый класс заинтересован в том, чтобы их "лучик" выглядел красиво, дети мотивированы конечным результатом. В результате создания и оформления цветника обучающиеся получают знания по выращиванию рассады цветочных культур, особенностях каждого растения, агротехнике и способам оформления клумб. Кроме этого наличие цветника играет множество социальных и воспитательных задач:

  • экологическое воспитание - формирует экологическую культуру;
  • эстетическое воспитание - формирует умение видеть и создавать красоту вокруг себя;
  • трудовое воспитание - приучает к порядку и своевременным действиям;
  • нравственное воспитание - приучает ребят к ответственности и необходимости вовремя посадить цветы на своей территории, а также не забывать ухаживать за ними. Проведение опытов в цветнике активизирует познавательную и творческую деятельность, развивает навыки исследовательской работы, прививает уважение к сельскохозяйственному труду, способствует профориентации, приучает их к культуре труда.

Задача любого опыта заключается в сравнении, поэтому в течение последних двух лет (2017-2018, 2018-2019) пришкольный участок использовался в качестве опытно - экспериментального участка. Выполняя несложные опыты с растениями, ребята ознакомились с условиями роста и развития цветковых растений, учились правильно выращивать их, а также проводили опыты и наблюдения, закрепили, углубили и расширили знания полученные на уроках. В процессе проведения опытнической работы у обучающихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают доводить начатое дело до конца.

Учебно-опытный участок занимает важное место в познании обучающимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и бережного отношения к ней. В ходе наблюдений и работы на участке у ребят формируются следующие компетенции: общекультурная - овладение способами познания мира; - социально-трудовая, способность эффективно действовать в ходе трудовой деятельности; - коммуникативная - способность понимать других людей и строить с ними отношения; - личностное самоопределение - выбор ценностных, целевых и смысловых установок для своих действий. Наиболее привлекательная, создающая положительный эмоциональный настрой детей, зона – цветник. Кроме того, цветочно-декоративные растения на пришкольном участке, являются очень удобным объектом для организации с обучающимися опытно-практических работ по цветоводству и декоративному садоводству, и являются незаменимым материалом для привития обучающимся практических навыков по уходу за растениями, управлению их ростом и развитием.

В течение 2018-2019 учебного года были проведены следующие опыты:

  1. Выявление наиболее неприхотливых растений для цветника.
  2. Изучение возможности пересадки декоративно-цветочных культур во время вегетации и бутонизации.
  3. Определить наиболее рациональные способы посадки цветочных культур (на примере бархатцев).
  4. Изучение совместимости цветковых культур.

Результаты наблюдения:

  1. Наиболее неприхотливыми и устойчивыми к засухе оказались цинии, бархатцы, петунии.
  2. Очень хорошо приживаются после пересадки цинии, бархатцы, петунии. Плохо приживается календула.
  3. Бархатцы, выросшие из семян более мелкие, зацвели намного позже и не подходят для сбора семян, т.к семена скорее всего не вызреют – некоторые зацвели после 10.09. Бархатцы, высаженные рассадой (рассада высаживалась в течение месяца) зацвели раньше, крупнее и стебель и цветки. Семена уже вызрели на большей части растений
  4. Не было выявлено растений, которые влияют на другие цветы и подавляют их рост.

Таким образом, пришкольный участок занимает особое место в учебно-воспитательном процессе школы, так как содержит большие возможности для формирования экологических знаний и экологической культуры школьников, развития навыков исследовательской работы. В нашей школе пришкольный участок - экологическая лаборатория для обучающихся, в которой проводятся уроки, экскурсии, практические работы, опытническая и другая внеклассная работа.

Поиск