Формирование навыков самоконтроля у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на уроках математических представлений

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Когутяк Анна Сергеевна, учитель, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа № 5", Екатеринбург

Целью данной работы является теоретическое и практическое обоснование эффективности выработанной системы работы на уроках математических представлений по формированию навыков самоконтроля путём выявления позитивных изменений в формировании навыков самоконтроля у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

По данному направлению были определены следующие задачи:

  • изучение и выявление уровня развития навыков самоконтроля у умственно отсталых обучающихся на уроках математических представлений;
  • поиск, выбор и введение в коррекционную работу методов и приемов самоконтроля обучающимися при выполнении заданий ;
  • отслеживание результативности применения разработанных приёмов самоконтроля.

Самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Самоконтроль – это умение обучающегося оценивать свою работу.

Для работы были выбраны следующие параметры по формированию навыков самоконтроля у обучающихся:

  • умение сличать полученный результат работы с образцом;
  • умение правильно, последовательно, в полном объёме производить и выполнять действия в соответствии с инструкцией;
  • умение видеть и исправлять свои ошибки, чужие – при взаимной проверке работы.

В младших классах необходимо пробудить у обучающихся интерес к урокам. Это возможно при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных ситуаций для обучающихся .

Обучение невозможно без внимательного отношения к формированию и развитию навыков самоконтроля за своими действиями. Но самостоятельно вырабатывать навыки без специальной подготовки и обучения невозможно, следовательно, этому необходимо обучать.Формирование навыков самоконтроля своих действий целесообразно начинать с первого года обучения, переходя от более легких к более сложным заданиям и упражнениям. Вот некоторые из них. Варианты заданий.

Графические методы

  • Методика "Бусы"
  • Методика «Узор»
  • Методика "Графический диктант"
  • Методика «Логические квадраты»

Дидактические игры и упражнения с применением арифметических заданий.

  • Составь пример.
  • Найди правильный ответ.
  • Раскрась изображение.

Для формирования навыков самоконтроля использовались следующие приёмы:

  • карточки – ответы, с помощью которых обучающиеся проверяют самостоятельно выполненную работу;
  • карточки – тесты, к которым даются карточки – ключи (приём самопроверки);
  • приём взаимопроверки (обучающимся предлагается оценивать работу товарищей);
  • сверка с образцом;
  • выбор правильного ответа из предложенных.

Сформированность навыков самоконтроля у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью оценивается по трем уровням:

1 уровень - обучающиеся самостоятельно выполняют задания педагога, после его объяснения. Могут самостоятельно контролировать как свои действия, так и действия товарищей. Не испытывают больших затруднений при измененных и усложненных инструкциях.

2 уровень - обучающиеся испытывают небольшие трудности при выполнении инструкции, нуждаются в помощи педагога. Могут самостоятельно контролировать свою деятельность, но не следят за товарищами.

3 уровень - обучающиеся испытывают большие трудности при выполнении инструкции, нуждаются в помощи педагога: направляющей, разъясняющей. Не могут самостоятельно контролировать свою деятельность, не следят за товарищами.

В процессе проведенной работы отмечаются положительные изменения, а именно в умении правильно, последовательно, в полном объёме производить и выполнять действия в соответствии с инструкцией.

В связи с положительными выводами результатов отслеживания развития навыков самоконтроля обучающихся, подтверждается что использованию в системе комплекса коррекционно-развивающих заданий способствует развитию самоконтроля обучающихся. Введение их в работу способствует:

  • совершенствованию самоконтроля обучающихся;
  • развитию аналитико-синтетической деятельности;
  • формированию умений использовать полученные знания на практике.

Таким образом, подтверждается, что эффективность обучения по формированию навыков самоконтроля во многом зависит от системности и последовательности работы над развитием самоконтроля обучающихся.

Поиск