Формирование жизненной компетенции у детей с нарушением интеллекта на уроках домоводства

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Хрущёва Людмила Николаевна, учитель, ГКОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит

Что же должен знать и уметь выпускник школы, вступая в самостоятельную жизнь?

Он должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает овладение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни.

Воспитание и обучение детей с нарушениями - сложная социальная и педагогическая задача. Её решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни. Преодолеть социальные последствия дефекта интеллектуального нарушения ребенка, а так же добиться его социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая его к активному посильному участию в жизни общества, в общественно полезной деятельности.

Коррекционная школа готовит своих учеников к практической работе, корригируя при этом недостатки их физического развития. В этом помогают уроки домоводства.

На уроках домоводства использую наглядность на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы.

Систематически использую в работе информационно-коммуникационные технологии. Намного продуктивнее уроки проходят с использованием презентаций, просмотров видеоматериала.

Особое внимание на уроках домоводства уделяю использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. Почти каждый раздел программы домоводства требует выполнения практических работ обучающихся, направленных на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Невозможно приобрести прочные умения и навыки без постоянной практики. Например, при изучении раздела «Кулинария», дети сначала познают азы, т.е. запоминают названия столовых и кухонных приборов, затем знакомятся с сервировкой стола. В 7-ом классе уже учатся готовить завтраки, обеды и ужины. А вот уже в 9-ом классе идет практическое повторение ранее изученных тем.

Многие ученики только в школе впервые учатся варить кашу или готовить бутерброды, пользоваться кухонным ножом или пришивать пуговицу. Многие не умеют убирать и мыть за собой посуду. Таким детям приходится намного сложнее, но они с удовольствием выполняют практические работы. Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллективных отношений стимулируется проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощь и взаимоподдержка.

В процессе выполнения заданий в специально подготовленных условиях у обучающихся формируются новые потребности и интересы, которые со временем возрастают, развивая личность. Появляется осознание полезности своей работы, что в свою очередь вызывает положительный эмоциональный фон и побуждает к активной деятельности. Активное отношение ребенка к действительности развивает его любознательность.

Уроки домоводства направлены на подготовку детей с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни. По моему мнению они являются одними из самых главных в школе. И именно формирование жизненной компетенции обучающихся осуществляется в рамках коррекционного учебного предмета: домоводство. От уровня сформированности социально-бытовой компетентности зависит, насколько личность сможет организовать свою жизнедеятельность, сделать ее комфортной для себя и полезной для общества.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск