Формированиенавыков смыслового чтения у обучающихсяс ЗПР как необходимое условие развития метапредметных компетенций

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мельман Надежда Григорьевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Федеральный стандарт включают в метапредметные результаты освоения АООП в качестве обязательного компонента "овладение навыкми смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами".

Не так важно читать много, гораздо нужнее - качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.

Работая с обучающимися младших классов с ЗПР над разными текстами, выявила следующие проблемы:

  • Зачастую обучающиеся не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении,
  • не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,
  • затрудняются кратко пересказать содержание,
  • при выполнении самостоятельной работы обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания.

Появилась необходимость в использовании таких методов и приёмов работы с художественным и научным текстом, которые бы совершенствовали познавательные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устнаяи письменная речь.

Остановлюсь на некоторых методических приемах, которые формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, потому что приоритетная роль на уроке отводится работе с текстом: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют и сочиняют.

Приём "Тонкие" и "толстые" вопросы. 
"Тонкие" вопросы - вопросы, требующие простого, односложного ответа; "толстые" вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.

Приём "Составление краткой записи задачи"
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в парах.

Приём "Уточняющие вопросы".

Они начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что...?", "Если я правильно поняла, то...?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?". Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. 

Творческие вопросы.

Когда в вопросе есть частица "бы", а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. "Что бы изменилось в …., если бы ….?", "Как вы думаете, как будет ….?".

Оценочные вопросы. 

Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных фактов. "Чем …… отличается от ……?" и т.д.7. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: "Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать похожую историю?".

Приём "Инсерт"
Прием "Инсерт" – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?)Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. 7.Приём "Кластер"
Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала.

Приём "Ключевые слова".

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

Приём "Верные и неверные утверждения"

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – "+", не верно – "-".

Приём "Верите ли вы…"
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы

Приём "Синквейн".

Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном тексте, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна: Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы). 12.Составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.

Таблица "Что, где, когда, почему"

Чтобы обучающиеся успешно справлялись с этими заданиями, необходимо начинать работу по развитию разных видов смыслового чтения с 1 класса на уроках и во внеурочной деятельности.

Литература

  1. Апальков В. Г. "Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций" [Электронный ресурс]. Режим доступа: gazpromschool.ru/teachers/
  2. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: www.school 2100.ru
  3. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя //Начальная школа - 2003, № 1. С. 11-18
  4. Чтение – вот лучшее учение. Периодическое издание муниципального автономного учреждения информационно-методический центр г. Томска. [Электронный ресурс]. Режим доступа:tomsk.ru

Поиск