Коррекционная работа на уроках русского языка и чтения как условие достижения результата образования обучающихся с нарушением интеллекта

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Крашенинникова Татьяна Григорьевна, учитель русского языка и чтения, ГКОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит

Обучающийся с нарушением интеллекта - это "особый" ребёнок. Но, как и другие ученики, "особые" дети на протяжении всех лет обучения развиваются. Коррекционная направленность уроков особо значима при работе с такими детьми.

Я работаю учителем русского языка и чтения в 5-9 классах. Одно из ведущих мест в учебном плане школы для детей с умственной отсталостью отведено русскому языку и чтению. От того, как обучающиеся овладеют ими, зависит успешность прохождения всего учебного материала, что обеспечивает возможности коммуникации и адаптации детей в социуме.

Искусство учителя заключается (на основе коррекционных мер) в изменении взаимоотношений между уровнями работоспособности учеников и обеспечения готовности школьника к выполнению познавательных задач с оптимальной активностью. С учетом динамики работоспособности умственно отсталых учащихся рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:

  • организационно- подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип единства развития речи и мышления. Этот принцип опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления. Принцип единства речи и мышления реализуется с помощью методов и приёмов обучения, активно влияющих на речевую и мыслительную деятельность детей. Поэтому на уроках русского языка и чтения систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока. Вид коррекционного упражнения определяется целью и задачами урока. По времени такие задания занимают небольшую часть урока (от 1 до 5 мин.), но приносят большую пользу и эффективность для развития высших психических функций.

Применяю анаграммы, ребусы, загадки - благодатный материал, который можно использовать на любом уроке.

Даю задания на ассоциации. Часто использую прием "Четвертый лишний".

Другой вид упражнений предусматривает работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.

Включаю в свои уроки упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. Для этого предлагаю детям корректурные задания. В корректурных заданиях ребенку предлагается вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для развития памяти использую приемы мнемотехники при работе со словарными словами, при заучивании стихотворений и правил.

Цель уроков русского языка - развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Одной из задач уроков чтения является - учить использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Поэтому включаю в свои уроки упражнения на развитие речи, артикуляционную гимнастику. Это различные чистоговорки, скороговорки, работа над словом, предложением, текстом.

Для коррекции недостатков эмоционально-личностного и социального развития на уроках применяю коллективные виды работ или выступления перед классом, драматизацию. Использование драматизации различных форм сложности позволяет совершенствовать коммуникативные умения детей, корригировать недостатки речевого развития, способствует формированию правильности, точности, выразительности их речи, что имеет решающее значение для процесса социализации их в современном обществе, подготовки к трудовой деятельности.

Решение коррекционно-развивающих задач может происходить в любой структурной части урока, но важно, чтобы коррекционные цели решались на материале данного урока. При выполнении заданий, упражнений на любом урока работают восприятие, внимание, память и мышление учащихся. А это значит, решаются задачи активизации познавательной деятельности, повышение уровня умственного развития учащихся. Коррекционные упражнения направлены не только на развитие мышления, но и на усвоении учениками учебной программы по русскому языку.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск