Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Баданина Елена Сергеевна, учитель, Казанцева Татьяна Викторовна, учитель, Прозорова Татьяна Ивановна, учитель, Прозорова Галина Николаевна, учитель, ГБПОУ СО "КГТТ" СП "школа-интернат, реализующая АООП", Камышлов

 Цель методической рекомендации - оказание помощи педагогическому и родительскому сообществу, воспитывающему детей с РАС.

Игровая деятельность аутичного ребенка является ведущей деятельностью в образовательном процессе. Используя игры для занятий с аутичным ребенком, следует помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись по вкусу вашему обучающемуся.

Предлагаем варианты игры для аутичного обучающегося:

  • стереотипная игра ребенка – основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля;
  • сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком;
  • терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением;
  • психодрама - способ борьбы со страхами и избавления от них;
  • совместное рисование дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем.
  • игры на развитие мелкой моторики.

 Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия с детьми, занятия в небольших группах (2 ребенка). Продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

Игры вводятся в занятия в определенной последовательности. Построение взаимодействия с аутичным ребенком основывается на его стереотипной игре.

Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование и игры на развитие мелкой моторики. В дальнейшем на разных занятиях используются все виды игр попеременно. При этом выбор игры часто зависит не только от целей, которые поставил педагог, но и от того, как протекает занятие, от реакций ребенка. Это требует гибкости в использовании различных игр

Игры на развитие мелкой моторики детей РАС

Игры обеспечивают развитие зрительно-моторных функций и координации мелкомоторных движений. Также они помогают выработке полезных умений и навыков, способствуют овладению мыслительными операциями и активизируют речевое развитие. Выбор материалов, применяемый в подобных играх, позволяет выбрать наиболее привлекательные для ребенка с тем, чтобы опереться на его излюбленные сенсорные впечатления и посредством реализации принципов эмоционально-смыслового подхода перевести его игру с автономного манипулирования предметами на качественно новый сюжетный уровень. Желая получить ощутимый результат, мы должны зорко следить за тем, чтобы наша игра с ребенком-аутистом не оказалась бессмысленной.

Организация эффективной игры на развитие мелкой моторики с детьми РАС

В отличие от других ребят, самостоятельно вырабатывать смыслы происходящего вокруг и своих действий детям РАС сложно. Именно в этом мы будем активно им помогать в ходе игры – выстраивая, формируя и удерживая связь между привлекательным сенсорным материалом, игровыми действиями и опытом ребенка. Формирование смысла происходящего, обеспечение связи игрового материала и действий ребенка с его текущим и прежним опытом — станет для нас главной задачей. Определимся со средствами. Наиболее эффективно решать задачи на формирование смысла позволяет смысловой комментарий. Следовательно, смысловой комментарий станет главным средством нашей помощи ребенку в игре на развитие мелкой моторики. Игра на развитие мелкой моторики потребует от ребенка максимальной мобилизации зрительно-моторных функций. Чтобы не мешать, визуальные и тактильные варианты (жесты, мимика, прикосновения) сведем к достаточному минимуму, прибегая к ним в случае крайней необходимости. Остаются аудиальные варианты. Слушать нас ребенок сможет без потери качества выполняемых действий. К тому же наша речь и передаваемые в ней смысловые комментарии будут максимально ему помогать. Соответственно, когда одних смысловых комментариев окажется недостаточно, будем усиливать помощь посредством интонирования, эмоционального окрашивания своей речи. То есть станем подключать к смысловым комментариям аудиальные варианты эмоционального тонизирования ребенка. Осталось определиться с игровым материалом. Что касается выбора материалов, то их арсенал, традиционно задействованный в развитии мелкой моторики, одинаково хорошо подходит всем – и обычным, и особенным детям. Для игры подойдет практически все, что помещается в ладонь ребенка и предполагает, допускает манипуляцию пальцами (можно брать, перекладывать, мять, тянуть, рвать и т.п.). Предлагаем наиболее распространенные варианты материалов, применяемых в играх на развитие мелкой моторики.

Липучки и мозаика привлекают детей не только яркими красками, но и разнообразием сенсорных впечатлений от звуковых и тактильных ощущений. Что на фоне такой игры легко можно перейти к совместному действию в рамках одного события. Протягиваем к ребенку ладошку, и предлагаем поиграть в эту удивительную игру, просим дать детальку. Протяните подходящую в данный момент деталь, предложите взять эту, чтоб было красиво.

Пластилин, солёное тесто. Для развития мелкой моторики замечательно подходит лепка. Заранее оговорим, что использование некоторых материалов невозможно из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. Выбирайте экологически чистый пластилин естественных цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам. При этом не всегда ваш выбор совпадет с выбором ребенка. Тем не менее опыт показывает, что можно найти материал, который ребенку понравится.

В заключение хочется призвать взрослых больше доверять своим детям. Не торопитесь делать что-то за них или активно помогать в выполнении тех или иных действий. Если у ребенка что-то не получается, остановитесь и подумайте. Верно ли выбран материал, хорошо ли объяснено задание? С целью развития мелкой моторики желательно предлагать такие материалы и игровые задания, с которыми ребенок справится самостоятельно или с небольшой помощью. Взрослый может показать, присоединиться, немного помочь, чуть-чуть поправить, но не более. Помните, что ваша задача сейчас не помочь сделать, не научить, а качественно прокомментировать, связав все, с чем сталкивается и что делает ребенок с его переживаниями, впечатлениями, опытом.

Поиск