Методы, используемые на уроках математики для успешного формирования математических представлений у обучающихся с нарушениями интеллекта

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Лобова Оксана Анатольевна, учитель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья, а конкретно, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного образования является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Это значит, что обучающиеся должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.

Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.

Обучая математике учащихся с нарушениями интеллекта, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировки. Знания, полученные учащимися, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.

Математика является одним из наиболее трудных предметов для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Это объясняется тем, что овладение даже элементарными математическими знаниями требует от них достаточно высокого уровня логического мышления, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Затруднения в усвоении учебного материала учащимися нередко приводят к снижению их интереса к обучению.

Самые эффективные способы развития интереса к математике, которые я использую на уроках, являются наглядный метод – это информационно-коммуникационные технологии и частично-поисковый метод – это проблемное изложение знаний (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления несут исключительно важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, то использование информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, а проблемный подход в обучении математики, способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, нужно научить учащихся получать знания не только от учителя, ну и самим их добывать.

Рассмотрим урок математики в 6 классе по теме "Умножение чисел на круглые десятки":

Начинаю урок с материала, который учащиеся знают хорошо. "Верно – неверно" – учащиеся отвечают, на экране выскакивает ответ.

Устный счёт: подбирая задания на повторение и закрепление, плавно перехожу к новому материалу:

  • в конце устного счета даю пример из нового материала и перед обучающимися возникает проблемная ситуация. (Приложение)
  • Как можно представить число 20?

Обучающиеся предлагают разные варианты ответов. Все ответы записываются на доске.

Т.к ранее изучались темы" Умножение чисел на 10,100" и "Умножение многозначных чисел на однозначное число"

Обучающимся предлагаю карточки – информаторы умножение чисел на 10 и умножение многозначных чисел на однозначное число. (Приложение 2), (Приложение 3)

Из всех ответов выбираем где 20 = 2 · 10

  • можете умножить многозначное число на однозначное? – обучающиеся умножают (один у доски) – получилось число 474;
  • что сейчас надо сделать? – ответы обучающихся и приходят к выводу, что умножить на 10;
  • умножают (один у доски) 474 · 10 = 4740.

После решения показываю карточку

  • какое число умножали? – какое число получили после умножения на 20? (Приложение 4)
  • что замечаете в примере? – обучающиеся отвечают, что ответ один и тот же.

Вывод делаем вместе с обучающимися: чтобы выполнить умножение на круглые десятки, надо выполнить умножение, не обращая внимания на нуль, а затем его приписать. (Приложение 5)

Читаем правило по учебнику: чтобы число умножить на круглые десятки, надо его умножить на десятки и приписать нуль.

Дальше рассматриваем образец в учебнике стр.152 № 586

Обучающиеся самостоятельно выполняют примеры.

После выполнения идет проверка . При выполнении проверки все учащиеся с интересом работают, потому что они ещё раз проговаривают пример, дают свой вариант ответа и сравнивают его.

  • Итог урока – рефлексия.
  • Запись д/з

В заключении можно сказать, что использование проблемных ситуаций на уроках, ИКТ: обеспечивает умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование диалога, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы.

Обучающиеся больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что они сами могут объяснить правила. Это мотивирует учащихся к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.

 

Поиск