Практическое применение здоровьесберегающий технологий в обучении детей с интеллектуальными нарушениями

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дулова Татьяна Анатольевна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Детям, совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься. "Педагогика сердца", Януш Корчак.

В последние годы всё чащеподнимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающие технологии - это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных, профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного,физического здоровья обучающихся.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечение возможности сохранения здоровья у обучающихся за период обучения в школе, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения:

  • средства двигательной направленности;
  • оздоровительные силы природы;
  • гигиенические.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

  • это движение; 
  • физические упражнения; 
  • физкультминутки и подвижные перемены; 
  • эмоциональные разрядки и “минутки покоя”; 
  • гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для бодрости); 
  • подвижные игры; 
  • специально организованная двигательная активность ребенка (занятия физкультурой, ритмика); 
  • массаж и самомассаж; 
  • психогимнастика и тренинги.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения относятся:

  • выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; 
  • личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);
  • проветривание и влажная уборка помещений; 
  • соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; 
  • привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; 
  • обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; 
  • организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; 
  • ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии.

Вывод: использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ способствует:

  • повышению работоспособности, выносливости детей;
  • развитию психических процессов;
  • формированию, развитию двигательных умений и навыков;
  • развитию общей и мелкой моторики;
  • способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Поиск