Применение информационных технологий на уроках чтения и развития речи в старших классах при изучении произведения А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ламерт Инна Викторовна, учитель чтения и письма, ГКОУ СО КГТТ СП "Школа-интернат, реализующая АООП", Камышлов

Уже на протяжении нескольких лет, я осваиваю информационные технологии и применяю их на своих уроках. На примере изучения поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» в 9 классе я расскажу, как строится моя работа с использованием ИКТ на уроках чтения и развития речи в старших классах.

На изучение данной темы в 9 классе отводится 4 часа + 1 час перед прочтением поэмы уделяется теме: «Жизненный и творческий путь Александра Сергеевича Пушкина». Знакомство с творчеством и биографией писателя не является для девятиклассников новым. Поэтому моя задача как учителя заключается в том, чтобы активизировать ранее полученные в предыдущих классах знания о писателе и, рассказать о новых фактах из жизни поэта, тем самым к 9 классу: вспомнить, обобщить, дополнить и закрепить биографические данные о классике.

Обязательно, при изучении биографии любого автора я применяю мультимедийную презентацию. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне привнести эффект наглядности в уроки и помогает школьникам, нуждающимся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. В презентацию по биографии включаю разнообразный фотоматериал. Мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создают у школьников позитивное отношение к представляемой информации.

Так же при изучении жизни и творчества А.С. Пушкина я демонстрирую обучающимся документальный фильм, обработанный и смонтированный мной. Собирая из разных источников, доступную для умственно отсталых школьников информацию, комбинирую её воедино.

Переходя к серии уроков по поэме Пушкина, начинаю с представления книжной выставки, в связи с отсутствием многообразия изданий в школьной библиотеке, выставку организую при помощи интернет-ресурсов, скачиваю обложки с различных изданий данного произведения, демонстрирую школьникам на слайде, тем самым показывая ассортимент выпускаемой книги в разные годы.

С отрывком стихотворения «У Лукоморья» из поэмы «Руслан и Людмила», девятиклассники знакомятся еще в 7 классе, мы вспоминаем его при помощи мультипликационного фильма с прочтением стихотворения за кадром.

Так как поэма состоит из нескольких песен (глав) обязательно в один из уроков, включаю аудиокнигу. При этом возникает возможность обучающимся следить за прочитанным текстом и отслеживать интонацию, произношение и выразительность чтеца, так же оно сопровождается музыкальным фоном, что создаёт атмосферу эмоциональной яркости и интриги. Можно использовать как эталонное прочтение, к которому нужно стремиться.

Не забываю на данных уроках и о выполнении коррекционных упражнений например, с использованием мультимедиа предлагаю обучающимся дыхательную гимнастику «Раздуй ветер тучи». Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. После того, как они выполнили упражнение, появляется картинка с изображением прочтённого эпизода из поэмы.

Разнообразие в серию уроков привносит смена вида деятельности, и я предлагаю ребятам на одном из этапов сделать зарисовку к поэме. В данном случае скаченные с интернет-ресурсов готовые рисунки-раскраски по поэме приходят на помощь. Тем обучающимся, которые затрудняются сделать зарисовку самостоятельно, я предлагаю уже готовые иллюстрации, которые можно срисовать или же просто раскрасить. Данная деятельность служит межпредметной связью с уроками изобразительного искусства.

Не обходится эта серия уроков и без просмотра отрывков из видеофильмов снятых по мотивам произведения. Таких фильма 2 варианта: черно- белое кино, отснятое в 1938 году и цветной - 2-х серийный фильм 1972 года выпуска. Это даёт возможность девятиклассникам сделать сравнительный анализ того или иного героя в разной демонстрации, что способствует развитию речи школьников.

Также на данных уроках нахожу момент включить для прослушивания отрывок из оперы, что, безусловно, содействует межпредметным связям с уроками музыки. Включаю классические произведения, например Бетховена "Ме­лодия слёз" или "Лунная соната", для характеристики героя с нацеленными во­просами: "Прослушайте внимательно. Какому из героев больше подходит дан­ная мелодия? Какой сюжет на ваш взгляд она озвучивает?".

Особое место на уроках занимает словарная работа. В поэме много непонятных и новых слов, все они с лексическим значением помещены на слайды, где к ним подобраны соответствующие иллюстрации и анимации. В определённом алгоритме мы совместно с обучающимися занимаемся последовательным разбором тех или иных слов.

На итоговом уроке школьникам предлагается интерактивный тест с вопросами по всему содержанию поэмы.

После работы, где задействованы различные формы и методы использования ИКТ, провела небольшой срез по данной теме и по результатам проверки убедилась, что материал ребятами был усвоен на достаточно хорошем уровне.

Регулярное использование информационных технологий на уроках показало повышение качества знаний по предмету.

Соединение коррекционного образования с информационно- коммуникационными технологиями позволило активизировать познавательную деятельность обучающихся, придать учебно-воспитательному процессу личностно-ориентированный характер, раскрепостить творческие возможности обучающихся с ОВЗ, что безусловно является частью индивидуализации учебного процесса.

Поиск