Развитие связной речи детей с интеллектуальными нарушениями на уроках в начальной школе

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Черноскутова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов, МАОУ "СОШ № 19", Каменск-Уральский

Речь - это форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Нарушение всех компонентов языка у детей с интеллектуальными нарушениями затрудняет формирование у них связной речи. Большинство обучающихся младших классов, владея обиходной речью, не умеют вступать в диалог, построить краткий и развернутый ответ, адекватно реагировать на речь учителя, сверстников. У них часто отсутствуют навыки  культуры речи. Развитие связной речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями – одна из важных задач, решаемых в образовательном процессе.

Осуществлять работу по данному направлению необходимо начиная с добукварного периода, когда школьники учатся воспринимать на слух инструктивные указания учителя и выполнять их. Сначала инструкция даётся в один приём (встаньте, поздоровайтесь), постепенно в неё включаются два задания (возьми мел и напиши букву). Позже просьбы учителя включают несколько заданий, выполнение которых предполагает определённую последовательность действий ученика (убери в портфель учебники, приготовь спортивную форму). Обучение на всех уроках необходимо строить с позиций коммуникативного подхода, когда приоритетными становятся не только речевые умения, но и способы их реализации в разнообразных моделях общения. Возможность активно включать всех детей в доступные им формы взаимодействия с окружающими дают игровые технологии обучения.

Например, на уроках речевой практики широко использую игры с мягкой игрушкой, которая как персонаж, воплощает определённые человеческие черты. Это позволяет более направленно мотивировать речь обучающихся. В процессе игр на уроках русского языка и чтения (например, лото, отгадывание задуманного предмета, викторины, сюжетно-ролевых игр) необходимо использовать несложный реквизит: головной убор, небольшую деталь одежды. Всё это помогает детям войти в роль, стимулирует процесс речевого общения. Часто младших школьников привлекают и творческие задания: раскрашивание, рисование, аппликации, просмотр кадров видеофильма, подбор предметных картинок к каждому предложению или серии сюжетных картин к отдельным абзацам текста. Огромное значение для развития коммуникативных навыков обучающихся имеет точность произношения речи. Школьники подражают речи учителя. На уроках обучения грамоте, русского языка и чтения использую упражнения для развития речевого дыхания. Учащиеся упражняются в произнесении 3-5 слов на одном выдохе, затем в произнесении чистоговорок с паузами между словами. Скороговорки и чистоговорки произносятся чётко и выразительно, но не быстро.

Для развития коммуникативных навыков важно включение в диалог максимального числа обучающихся класса, так как групповое общение наиболее способствует активизации общения. Этому способствуют игры и упражнения: "Знакомство", "Покажем друг другу ладошки", "Комплименты", "Телефон", "Чего не хватает?".

Таким образом, работа по формированию связной речи готовит школьников с интеллектуальными нарушениями к успешной реализации себя в жизни, помогает им быть более уверенными в общении со взрослыми и сверстниками.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск