Трудовое, профессиональное обучение и дальнейшее трудоустройство обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Свахина Алена Владимировна, учитель трудового обучения, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 1", Нижний-Тагил

Самой сложной задачей для нашего государства было и будет профессиональное обучение и трудоустройство обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Расширение частного предпринимательства в экономике государства, далеко отодвигает их в разряд безработных, пополняющих криминогенную среду. По законодательству Российской Федерации лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право не только на образование, но и на труд.

Однако трудоустройство, обучающихся с интеллектуальными нарушениями остается проблемным на сегодняшний день. Все это связано с низким уровнем производственной сферы, которая не может обеспечить их рабочими местами. Конкуренция на рынке труда у наших выпускников гораздо ниже, чем у других категорий граждан. Очень часто при приеме на работу работодатель делает свой выбор в пользу здоровых работников, руководствуясь тем, что при приеме на работу лиц с ОВЗ, он вынужден нести дополнительные расходы на замену такого работника во время его лечения, учитывать его психологические особенности. И при первом возможном случае работодатель сокращает данную категорию работников. Одним из недостатков, обучающихся с интеллектуальными нарушениями, является слабое развитие таких качеств, как самостоятельность при выполнении операций. Они не могут сразу включатся в производственный процесс, чувствуют себя неуверенно в новом коллективе и условиях. Многие из них имеют слабую физическую подготовку, медленно адаптируются к производственным условиям, быстро устают, склонны к перемене профессии, Все это порождает материальные издержки, часто сопровождается психологическими травмами, депрессиями.

Получение обучающимися с интеллектуальными нарушениями профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в общественной жизни, успешной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. От, того насколько успешно обучающийся овладеет рабочей профессией, зависит, как будет проходить дальнейший процесс его социализации в жизни.

Трудовое обучение в школе является основой подготовки обучающихся к трудовой деятельности и к самостоятельной жизни в социуме. В нашей школе трудовым обучением занимаются по пяти направлениям "Слесарное дело", "Штукатурно-Малярное дело", "Столярное дело", "Швейное дело" и " Обслуживающий труд". По окончании начальной школы (1- 4 классы) комиссия школы отбирает обучающихся на разные направления, учитывая физическую подготовку обучающихся и психологические особенности. При этом класс делят на 2 подгруппы (по 6 человек). С 1- 9 классы проводится профориентация с обучающимися по этим направлениям. Проводят открытие уроки, викторины, экскурсии и праздники труда. План учебного процесса составлен так, что большая часть рабочего времени отведена на практические занятия. Материально - техническая база и учебные площади позволяют проводить практические занятия, как в учебных мастерских, так и на территории школы. Так, например профиль "Штукатурно - Малярное дело", обучающиеся помогают в ремонте помещений школы. Обучающиеся из профиля " Швейное дело" шьют на уроках постельное белье для детей, которые живут в интернате.

В 9 классе на протяжении всего учебного года обучающихся знакомят с профессиональными образовательными учреждениями города и области. Мероприятия проходят в виде мастер - классов, семинаров и взаимных посещений. Внутри школы проходит компания по сбору документов в профессиональное образовательное учреждение (медицинские справки, заявления от родителей).

В силу своих индивидуальных особенностей, обучающиеся нашей школы не могут получать образование в профессиональных учреждения области, по причине того, что территориально привязаны( неблагополучные семьи, многодетные семьи) К сожалению только одно профессиональное образовательное учреждение нашего города обучает детей нашей школы. Они обучают по следующим направлениям: "Кухонный рабочий", "Маляр- строительный", "Озеленитель", "Швея" и "Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий". По окончании профессионального учреждения обучающимся с интеллектуальными нарушениями трудоустроится на предприятия города и области очень сложно. Очень бы хотелось, чтобы в нашем городе создали центр трудоустройства наших обучающихся. В состав центра были включены педагог- психолог, социальный педагог, мастера производственного обучения и осуществляли следующие виды деятельности: мониторинг рынка труда в регионе, анализ прогноза трудоустройства выпускников, информирование обучающихся о состоянии и тенденциях рынка труда с помощью веб- страниц, сотрудничество с предприятиями и организациями выступающих в качестве работодателя, взаимодействие с органами по труду и занятости населения. В комплексе данная деяльность поможет решать вопросы трудоустройства обучающихся с ограниченными возможностями.

"Да, эти дети не в состоянии освоить обычную школьную программу. Но они трудолюбивы и способны в совершенстве овладеть рабочим ремеслом. Из таких ребят получаются отличные швеи, овощеводы, маляры- штукатуры, каменщики, слесари".

Поиск