Организация работы по профориентации обучающихся с ОВЗ в рамках социального партнерства с некоммерческой организацией "Благое дело": Проект "Шаги к первой профессии"

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Князева Юлия Константиновна, социальный педагог, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Актуальным направлением развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья является организация работы по профориентации. В данной статье рассматривается опыт реализации проекта, целью которого является не только профориентация, но и создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ.

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни, это выбор профессии, который, во многом, определит качество дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного размышления, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений.

Каждый год выпускники школ с ОВЗ выходят во взрослый мир, не имея достаточного представления о мире профессий, социального опыта, знаний о собственных возможностях и потребностях. Молодые люди испытывают трудности в самоопределении, не всегда способны успешно устроиться в профессиональном мире. Актуальность проекта” Шаги к первой профессии” связана с необходимостью решать проблемы профессионального и социального самоопределения выпускников школ с ОВЗ.

Для учащихся с ОВЗ особенно важна поддержка педагогов и специалистов в тот момент, когда они начинают размышлять о будущей профессии, самоопределении в жизни. Можно предложить несколько действенных инклюзивных приемов: инклюзия через труд (совместный процесс трудовой деятельности, обмен продуктами труда, предоставление услуг и обмен услугами); инклюзия через творчество и коммуникацию (социально-бытовая коммуникация, совместная социокультурная деятельность, обмен культурным продуктом, участие в жизни местного сообщества); инклюзия через обучение (получение знаний, обучение новым навыкам, развитие способностей и социальных и личностных компетенций, обмен опытом, формирование профессиональных компетенций).

ГКОУ СО "Новоуральская школа №2" в настоящее время реализует совместный проект с Автономной некоммерческой организацией научно-практическим социально-педагогическим объединением "Благое дело" (АНО НПСПО "Благое дело"). Данный проект направлен на профессиональную ориентацию и трудовую адаптацию в ремесленных мастерских “Благого дела”, в которых группе обучающихся школы предоставлена возможность работать с различными природными материалами (шерсть, дерево, глина, бумага, текстиль, воск). В проект включены обучающиеся с ментальными и психическими нарушениями; обучающиеся с девиантным поведением; обучающиеся из неблагополучных семей.

Проект решает следующие задачи:

  • знакомство с основами профессий в ремесленных мастерских;
  • обучение базовым навыкам работы с ручным и профессиональным инструментом;
  • включение обучающихся в реальный производственный цикл в ремесленных мастерских;
  • организация инклюзивного взаимодействия;
  • развитие самоуважения и принятия особенностей других людей;
  • самореализация в практической деятельности.

Некоммерческая организация "Благое дело" - организация, в которой люди с инвалидностью обучаются ремеслам, становятся востребованными специалистами и получают работу, проходят реабилитацию и занимаются творчеством - театральным и визуальным искусством, музыкой. Организация находится в городском округе Верх-Нейвинский. В ходе проекта была организована группа школьников из 8 человек, которые раз в неделю посещают ремесленные мастерские АНО НПСПО "Благое дело", где работают в трудовом коллективе.

Сотрудничество “Благого дела” и школы осуществляется по трем направлениям:

  1. Социокультурная реабилитация: возможность творить, проживая яркую, полную радости, новых идей и друзей, жизнь, в нескольких творческих мастерских, в которых люди с инвалидностью поют, танцуют, готовят театральные постановки, играют на музыкальных инструментах и рисуют. В эту жизнь активно вовлечены школьники-участники проекта.
  2. Профориентация, трудовая реабилитация и трудоустройство: создаются условия, в которых человек чувствует себя востребованным, нужным, так как профессионально начинает делать что-то своими руками, причем это “что-то” можно подарить или продать. Пробуя себя в разных мастерских, можно выбрать дело по душе, совершенствовать свои профессиональные навыки и даже получать заработную плату.
  3. Обучающие программы и семинары для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Уже 12 лет "Благое дело” проводит семинары и сертифицированные программы повышения квалификации для работников социальной сферы совместно с ведущими ВУЗами Свердловской области и университетами Швеции, Норвегии, Великобритании, Германии. В организации регулярно обучаются социальные работники, сотрудники ПНИ и КСЦОНов, сотрудники центров занятости, городских администраций, некоммерческих и общественных организаций. Данный проект - еще один интересный опыт, который может быть востребован.

У обучающихся с ОВЗ есть возможность посещать профориентационные занятия в 8 художественно-ремесленных мастерских:

  • деревообрабатывающая;
  • керамическая;
  • бумажная;
  • швейная;
  • свечная;
  • мастерская шерсти и фетра;
  • аграрная;
  • типографская.

Разные материалы, разные способы их обработки, разное назначение конечного продукта, разный цикл деятельности - все это разнообразие создает условия для самоопределения, выстраивания возможного профессионального выбора.

Мастерские, в которых имеют возможность работать школьники, постоянно развиваются. Так, организацией “Благое дело” с помощью грантовой поддержки оборудована деревообрабатывающая мастерская, она стала более доступной и безопасной для детей: закуплены необходимые средства защиты, спецодежда. С помощью спонсорской поддержки планируется дооснастить мастерскую необходимыми инструментами и станками.

Одним из важных направлений проекта является работа с родителями. Это и знакомство с проектом "Шаги к первой профессии"; организация выставки сувениров, сделанных обучающимися, в рамках Дня открытых дверей “Новоуральской школы №2”; подведение итогов (представление готовых изделий).

На этапе проекта, который длился в течение 3-х месяцев, школьники знакомились с основами деревообрабатывающего ремесла. Обучались базовым навыкам работы с ручным и профессиональным столярным инструментом, а в конце этапа обучения, с помощью спонсорской поддержки учащиеся изготовили две деревянные скамейки. Они были переданы в подарок Центру по сопровождению детей-сирот "Уралочка" в ГО Верх-Нейвинском.

В период реализации проекта, обучающиеся с ОВЗ работают в инклюзивном трудовом коллективе, что позволяет им научиться уважать себя, других людей и принимать особенности другого человека. Совместный проект по сотрудничеству ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2" "Шаги к первой профессии" и “Благого дела” помогает расширить кругозор школьников в выборе будущей профессии и помогает им проявить себя в практической трудовой деятельности.

Реализация проекта регулярно освещается в публикациях на сайтах некоммерческой организации "Благое дело" и "Новоуральской школы №2", планируется подготовка материала по итогам проекта в других СМИ.

Результатом сотрудничества АНО НПСПО "Благое дело" со школой, в которой обучаются дети с ОВЗ, можно смело назвать регулярные занятия обучающихся “Новоуральской школы №2” в ремесленных мастерских, которые обеспечивают благоприятные условия для профориентации и трудовой адаптации. Важно, что готовые изделия участников проекта не только украсили уже не одну выставку, но и стали достойным подарком Центру сопровождения детей – сирот "Уралочка". Одним из показателей эффективности замысла проекта является то, что обучающиеся школы даже во время каникул охотно посещают мастерские “Благого дела” и трудятся в инклюзивном коллективе, а это - перспективная возможность организации летней занятости обучающихся.

Организованное взаимодействие школы и некоммерческой организации “Благое дело”, несомненно, играет важную роль в социализации школьников, развивает коммуникативные навыки, творческие способности, уважение к труду, толерантное отношение к окружающим людям, уверенности в своих силах.

Организация "Благое дело" сама по себе уникальна и мне, как социальному педагогу школы, очень повезло, что в своей профессиональной деятельности могу использовать такое значимое и продуктивное сотрудничество.

 

Литература

  1. Верховская М.А., Попова Н.Т. "древо ремесел" как ресурс социокультурной реабилитации. / Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья" - М.: 2011. – 713 с. (с. 542-546).
  2. Лёве Х. Работа с глиной. Формирование воли в младших классах. / Пер. с нем. – К.: Наири, 2008. – 20 с.
  3. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: Метод. пособие / под ред. Е.М. Старобиной – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2007. – 304 с.: ил.
  4. Ремесленные мастерские: от терапии к профессии. / Сост. Ю.В. Липес. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с. / Опыт работы Центра лечебной педагогики.
  5. Физическая терапия и эрготерапия как новые для России специальности (Современные подходы в реабилитации). / Сост. Е.В. Клочкова. – СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2003 – 46 с.
  6. Voigt-Papke, G. Gestalten mit einfachen Mitteln. Kreative Techniken fuer Menschen mit Behinderungen, Weinheim Basel: Basel: Beltz Verlag, 2014. – 16 S.
  7. Рабочие материалы социально-терапевтического поселения Веккельвайлер: Kompetenzanalyse / Arbeitsmaterialien des Bildungsbereichs vom "Sozialtherapeutische Gemeinschaften Weckelweiler e. V.", 2012.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск